26.05.2025

Знаки любви: какие дорожные знаки мы встречаем на родительской дороге?

В канун 1 июня, Международного дня защиты детей благотворительная организация «Детские деревни SOS» запустила социальную кампанию «Родительская дорога» со сбором средств для помощи кровным семьям с детьми, попавшим в кризисную ситуацию. Какие знаки встречаются нам на этом пути, на «Родительской дороге»? Что допустимо по отношению к ребёнку, а чего стоит избегать, где можно уступить дорогу, а где принимает решение взрослый? Об этом размышляет психолог Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Новгородской области Полина Широковских.

Знак «Движение запрещено»: чего лучше избегать в отношениях с ребёнком

В первую очередь, важно исключить любые формы насилия и жестокого обращения. Многие родители считают, что это только физические наказания, но это не совсем так. Даже шлепки или игнорирование эмоций ребёнка могут причинить вред. Например, если малыш тянется за объятиями, а взрослый холодно отстраняется, это тоже травмирует.

В то же время важно уважать личные границы: поцелуи или объятия против воли, даже из лучших побуждений («поцелуй бабушку»), воспринимаются как насилие и являются таковым.

С подростками стоит быть особенно внимательными, они очень болезненно воспринимают нарушение личных границ. В то же время нужно избегать проявлять финансовое давление – например, лишение карманных денег за плохие оценки может подорвать доверие.

Осторожнее с контентом, который окружает ребёнка. Даже фоном включённые сериалы о насилии или преступлениях могут негативно влиять на психику, даже если кажется, что ребёнок слишком мал и «ничего не понимает».

Слова тоже ранят. Крики, сарказм, сравнения с другими детьми и взрослыми, ярлыки («ты лентяй!») программируют ребёнка на неуверенность и не помогут исправить его поведение, а возможно и спровоцируют дальнейшее ухудшение ситуации. Лучше заменить критику поддержкой: «Давай подумаем, как исправить ситуацию».

Знак «Главная дорога»: в каких случаях родитель принимает главное решение

Иногда родителям дается непросто проявлять твёрдость, выдерживать рамки и правила. Быть главным необходимо в вопросах безопасности детей: от бытовой безопасности (рассказывать, что опасно в быту, а что нет, например, как пользоваться розетками, плитой и другими бытовыми приборами) до безопасности на улице: как переходить дорогу, как себя вести с другими людьми и реагировать на те или иные ситуации.

Родитель должен обеспечить базовые потребности ребёнка – в тепле, питании, обучении, лечении и безопасности. Сложнее всего быть главным в вопросах обучения. Когда ребёнок говорит «я не пойду в школу». Тут нужно проявить твёрдость, потому что у ребёнка пока нет ценности и понимания, почему важно ходить в школу. Попробуйте поговорить с ребёнком о том, для чего нужно обучение, какие знания он может получить в школе. Объясните, что это не только перспектива поступить в хороший вуз и найти достойную работу. Но и развитие познавательной деятельности, которая является у ребёнка ведущей Скажите: «у тебя есть много инструментов для того, что получить знания и ты можешь их использовать: у тебя есть школа, в которой ты получаешь базовые знания, а также есть интернет, в котором можно смотреть познавательные ролики и читать книги. Это поможет тебе стать умным, интересным и успешным человеком».

Знак «Уступи дорогу»: вопросы, в которых важно уступить ребёнку

Уступить ребёнку важно, в первую очередь, в вопросах, связанных с питанием. Например, вы налили ребёнку большую тарелку борща, он съел половину и сказал «я наелся». Здесь можно уступить и не заставлять его есть целую тарелку. Наша родительская часть взывает к тому, что ребёнок не наелся и нужно обязательно его докормить. Но ребёнок сам чувствует, сколько ему нужно съесть, чтобы насытиться. Он в состоянии сам почувствовать свое тело и свою потребность в питании.

Так же и в вопросах с одеждой. Конечно, мы не отпустим ребёнка зимой на улицу в летнем платье и сандалиях. Но можно дать ему право выбрать одежду и самостоятельно решить в чем он пойдет гулять, главное проконтролировать, чтобы он был одет по погоде, а сочетаются ли предметы гардероба между собой или нет – это уже может решить сам ребёнок.

Необходимо дать ребёнку возможность распоряжаться своим личным временем, а не занимать всё его время разными развивающими кружками и не подкидывать ему постоянно интересные задачи и игры. Дайте возможность ребёнку выбрать, чем он хочет заняться в своё личное время. Даже если ему скучно, пусть он останется наедине со своей скукой. При этом очень важно проявлять интерес к досугу ребёнка, но ненавязчиво. Можно сказать: «мне интересно что ты делаешь, что тебя зажигает»? Например, ребёнок сидит в гаджете, а на самом деле, может быть, он не играет в игры и не смотрит бесконечные ролики, а например, изучает мастер-классы по рисованию. Таким образом, снизится ваша родительская тревога, и вы поймете, что на самом деле ребёнок занимается творчеством.

Кроме того, можно уступить ребёнку в выборе друзей. Но в этом вопросе тоже нужен контроль родителя, чтобы он знал, с кем ребёнок дружит, в какой компании находится. Но выбор друзей остаётся за ребёнком. Если вы будете давать ребёнку свободу в выборе друзей, ему будет легче в будущем самостоятельно выбрать себе выбрать партнёра.

Дети часто говорят родителям «нет». Но есть «нет», с которым не нужно бороться, а можно согласиться. Например, когда мама записала дочку на кружок по балету, девочка отходила два занятия и сказала «нет». Даже если мама хочет, чтобы дочка стала балериной, тут не нужно настаивать и оказывать давление. Может девочка хочет собирать роботов или заниматься каратэ. Дайте возможность ребёнку самостоятельно выбрать кружок по интересам.

Знак «Неровная дорога»: с какими трудностями могут столкнуться родители в воспитании ребенка?

Самое сложное для родителя – это когда ребёнок отказывается что-либо делать: есть, ходить в школу, посещать кружки. И часто родители обращаются с такими запросами к психологу: «мой ребёнок поломался, почините его пожалуйста». На самом деле, отказ ходить в школу – это только вершина айсберга. Любой отказ – это только следствие проблемы, которая находится глубже. И возникает такая ситуация, что ребёнок говорит: «не пойду в школу», а родитель настаивает «нет, пойдешь». И начинают «бодаться» два подростка. А причин отказа может быть множество. Столкнувшись с такой проблемой, важно понять, чему ребёнок не хочет идти в школу: может быть, у него есть проблемы с обучением, с учителем, с одноклассниками. Прежде всего, нужно выявить эту причину и потом с ней разбираться.

Очень часто у родителей не сходятся ожидание от ребёнка и реальность. Например, мама, будучи беременной, представляла своего ребёнка с какими-то определёнными качествами, а ребёнок родился и не соответствует маминым ожиданиям. Очень важно принять ребёнка с его непохожестью, со всеми особенностями, таким, какой он есть. Когда родитель говорит: «он не такой как я, что с ним не так?», в таких случаях, чаще всего, родитель не принимает не только своего ребёнка, но и других людей. И родителю важно разобраться в причинах своего восприятия.

Также необходимо научиться выходить из конфликтных ситуаций. Например, случилась ссора. И как мы её решаем? Настаиваем на своём или пытаемся услышать ребёнка? Очень часто бывает, что родитель слушает, но не слышит. У меня был в практике такой случай. Мама сказала, что дочка тратит много денег на косметику. И из-за этого они часто ссорятся. Но оказалось, что проблема кроется гораздо глубже. Девочка объяснила, что то, как она выглядит, влияет на её самооценку и на то, как на неё смотрят другие люди. А мама воспринимала, что дочке нужны от неё только деньги и не смогла услышать своего ребёнка. Очень важно попытаться разобраться в причинах проблемы, а не видеть только вершину айсберга.

Знак «Дорожные работы»: как работать над отношениями и помочь им стать лучше?

Если вы хотите сблизиться с вашим ребёнком и укрепить отношения в семье, попробуйте создать семейные традиции. При чем, они могут быть самыми простыми. Одна из семей, с которой я работала, редко могла позволить себе съесть что-то сладкое из-за проблем со здоровьем. И они придумали такую семейную традицию – каждый понедельник собираться за столом и есть вкусные булки с чаем. А другая семья придумала «день вредностей». Раз в месяц они устраивают день, когда можно по-настоящему оторваться: смотреть всякую ерунду, есть чипсы и пить газировку. Весь месяц дети даже не просят ничего вредного, потому что знают, что в «день вредностей» они смогут наесться до отвала. А можно ведь придумать и «день полезностей», и в этот день есть только полезную еду. И вместе готовиться к этому дню: «давай ты помоешь морковку, а я – яблоко». Это поможет вам сблизиться, ведь вы будете разговаривать, смеяться, друг друга обнимать.

Также есть хорошая традиция желать друг другу спокойной ночи перед сном и обниматься. Можно ещё поговорить о том, как прошёл ваш день. Что вас порадовало, а что расстроило.

Вы можете с ребёнком что-то коллекционировать, вместе ходить на концерты и спектакли, устраивать пикники или отправляться на рыбалку.

Подберите посильную для себя традицию или совместный досуг, то, что будет вас объединять. Для ребёнка это будет тем якорем, за который он сможет всегда зацепиться в трудной ситуации, тот островок, где всегда всё стабильно, который никуда не денется. И тогда ребёнок будет себя чувствовать, окруженным любовью и безопасностью.

Знак «Ограничение скорости»: как успокоиться, когда хочется разогнаться эмоционально?

Когда родитель начинает злиться: кричать и ругаться, он теряет родительскую позицию и попадает в позицию ребёнка. И мы видим перед собой уже не родителя и ребёнка, а двух кричащих друг на друга детей. Родителю нужно научиться понимать свое состояние и даже в конфликтной ситуации оставаться родителем, который должен, прежде всего, оберегать и защищать ребёнка. Можно сразу вербально озвучить: «я начинаю злиться, могу начать кричать». Но, к сожалению, не все люди могут отследить этот момент. Если совсем тяжело остановиться и справиться со своими эмоциями, лучше уйти в другое место, например, в ванную, попить водички, умыться холодной водой – использовать те способы, которые помогут быстро успокоиться, вернуться к себе и напомнить себе, что «я здесь взрослый».

Часто родители испытывают чувство вины и говорят психологу: «я плохая мать (или плохой отец)». Тут важно честно признаться самому себе, где именно была допущена ошибка. Признаться, что «тут я не сдержался, здесь сделал плохо, накричал, обидел». Но важно не только сознаться в этом себе, но и суметь извиниться перед ребёнком. Можно сказать ему «прости меня, это неприемлемо, мне жаль, что я не сдержался». Таким образом, снизиться чувство вины и ребёнок будет знать, что родитель может честно признаться в своей неправоте.

Знак «Дорога с двусторонним движением»: решения, которые нужно принимать вместе с ребёнком

В этом случае нужно учитывать возраст ребёнка. Если это дошкольник, то можно обсудить с ребёнком его досуг: чем он хочет заниматься и вместе выбрать занятие, которое устроит обоих. Если ребёнок старше семи лет, можно обсудить на какой кружок он хочет ходить и вместе принять решение, исходя из его желания и ваших возможностей. С ребёнком школьного возраста можно вместе выбрать одежду. Также можно спросить, что ребёнок хочет съесть на ужин и совместно выбрать блюдо.

Если ваш ребёнок более старшего возраста, можно вместе принять решение о том, в какое учебное учреждение он будет поступать, обсудить с ним варианты и найти компромисс. Иногда родители начинают отговаривать ребёнка, если он выбрал опасную профессию, к примеру, сотрудника МЧС. Не отговаривайте ребёнка от его выбора, а постарайтесь усмирить свой страх. Или будьте с ним честны и проговорите свои чувства: «мне страшно за тебя, я тебя люблю и за тебя волнуюсь».

Знак «Конец всех ограничений» – это безусловная любовь и принятие, которые так нужны каждому ребёнку.

***

На родительском пути никто не застрахован от внезапной потери жилья, работы, супруга или супруги, от болезни, инвалидности, пожара, серьёзных проблем во взаимоотношениях, которые приводят к распаду семей, от сложностей в общении между взрослыми и детьми. Родительская дорога похожа на автотрассу: на ней случаются неожиданные повороты и ухабы, к которым заранее быть готовым невозможно.

За 19 лет работы наших Программ профилактики социального сиротства и укрепления семьи в 12 регионах страны мы помогли справиться с кризисом, предотвратить распад, продолжить заботиться о своих детях. Психологи, юристы, специалисты по социальной работе помогли более 19 000 семей стать самодостаточными в области заботы о детях. Свыше 28 000 детей остались расти в кровных семьях.

Всю помощь семьи получают бесплатно благодаря поддержке тысяч неравнодушных людей и десятков компаний-партнёров. Даже самый маленький вклад в общее дело поможет детям никогда не расставаться с близкими. Присоединяйтесь к нам для помощи детям!

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
«Приемная мама искала рыженькую солнечную девочку и нашла меня»
Алене – 18, она выросла в Детской деревне SOS Вологда. Впереди – куча планов, намерений, мечтаний! А 9 лет назад она поступила в интернатное учреждение, потому что ее мама и папа не справились с родительским обязанностями.