09.08.2024

«Не хочу, не буду»: что делать, когда ребёнок упрямится?

В одной из серий мультфильма «Дракоша Тоша» звучит такая песенка: «Не хочу, не буду, буду, не хочу, головой мотаю и ногой своей стучу, это не простуда, даже не ветрянка, у меня случилась острая умрямка». Почему дети проявляют упрямство, какие есть причины у этого поведения и как наладить отношения с ребёнком? Об этом мы поговорили с нашим психологом из Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Орловской области Лилианой Коротеевой.

Причины упрямства у детей разного возраста

Под упрямством часто скрывается невозможность у ребёнка выразить свои намерения, желания, чувства и потребности. Это может быть сообщением о его тревоге, дискомфорте. Дети не всегда могут проявить свои чувства, поэтому бунтуют. У упрямства может не быть цели, это некий сигнал – «заметьте меня, я чувствую себя некомфортно». Просто ребёнок не может выразить это словами.

Чтобы разобраться в причинах упрямства, в первую очередь, нужно учитывать возрастные особенности ребёнка, ведь в разном возрасте – разные причины. Если малышу два-три года, это один из этапов развития психики, дети в этом возрасте начинают отделяться от мамы, и впервые себя осознавать отдельным человеком, пробуют свою самость и отказываются от вмешательства родителей. Если ребёнку пять-семь лет, это уже первый кризис развития, когда ребёнок начинает чувствовать себя личностью. К семи годам происходит формирование личности. Своим поведением ребёнок как бы подаёт сигнал о том, что он может что-то сделать сам, заявить о своём мнении и решении. В подростковом возрасте ребёнок проверяет свои границы и границы взрослого – «а что мне разрешат?».

Часто бывает, что проявление упрямства у ребёнка – это способ повлиять на ситуацию и её контролировать. В данном случае, очень важно, как родители взаимодействуют со своим ребёнком. Например, строгие директивные родители часто могут столкнуться с детским упрямством. Когда в семье есть строгие правила, нет гибкости. Когда ребёнок не знает, как взаимодействовать с родителями, иногда он просто не видит других вариантов и начинает защищать себя – проявлять упрямство.

Что делать, когда ребёнок упрямится?

С маленьким ребёнком можно проговаривать его чувства и действия, чтобы у малыша снизилось напряжение, и чтобы родителям стали понятны причины упрямства. Можно спрашивать у малыша: «Ты упрямишься, потому что не хочешь идти в садик?», «Ты сопротивляешься, потому что не хочешь ехать в зоопарк?». Нужно отражать его состояние на уровне чувств, действий. Таким образом, у малыша снижается напряжение, он начинает себя лучше понимать и в будущем сможет более ясно проговаривать что с ним происходит, проявлять себя уже не через упрямство, а через слова.

Также можно предлагать ребёнку альтернативу, проявлять гибкость, находить подход. Можно говорить: «Не хочешь так, давай попробуем по-другому». Тогда будет найдено решение и будет результат.

Бывает, что проявление упрямства – это не этап развития психики ребёнка, а особенности его характера. В таком случае, родителю нужно соблюдать чёткие и понятные границы. Быть последовательным в правилах, решениях, ограничениях. Держать границы непросто, ведь они будут всегда проверяться. Чтобы суметь выстроить границы с ребёнком, родителю нужно быть внимательным к себе, позаботиться о своем внутреннем состоянии, быть в ресурсе.

Как отличить упрямство от настойчивости?

Настойчивость – это состояние, которое приводит ребёнка к цели, как правило, к положительному, качественному результату. У упрямства нет конкретной цели и результата, ребёнок может любить банан, но отказываться его есть из-за упрямства. Главное не отвергать в эти моменты ребёнка, а отвергать только его поведение. Нужно научиться разделять – ребёнка и его состояние. Можно говорить: «Я тебе люблю, ценю, но ты сейчас упрямишься, мы не сможем добиться нужной цели».

Например, ребёнок играет во дворе и упрямо бьёт мячом в дом. Нужно ему показать какие могут быть последствия его поведения и выставить границы. Например, сказать: «Ты можешь играть во дворе, но, если ты будешь бить по дому, я заберу у тебя мяч». Тут нужны чёткие границы и последовательность в решениях. Если ребёнок продолжить бить мячом в дом, важно сделать то, что вы сказали – забрать у него мяч. Это очень важно.

Навешивание ярлыков: «Ты упрямый»

Иногда родители, учителя или другие значимые для ребёнка взрослые, могут навешивать на него ярлыки: «ты неряха», «у тебя всё падает из рук», «ты упрямый». Если постоянно ребёнку об этом говорить, он начинает в это верить, ведь дети формируют представление о себе через значимого взрослого. Родители могут делать это не со злым умыслом, а просто по невнимательности, случайно сказать то, что ребёнок надолго запомнит. Если взрослый сформирует определённое представление о ребёнке, это может закрепиться у него, и он будет себя вести в соответствии с этим представлением. И потом во взрослом возрасте во время разговора со психологом, у человека может произойти открытие: «я не неряха», «я не упрямый».

Поэтому очень важно чутко следить какую информацию мы даём детям, как формируем представление ребёнка о себе. Если такое происходит в школе, учитель бросил резкое слово в сторону ребёнка, навесил на него ярлык, а дома у ребёнка есть поддержка и опора, он сможет это легче пережить. Но если дома ребёнку всё время говорят «ты упрямый» и это подтверждается в школе, от этого ярлыка будет не так просто избавиться.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Олеся
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать