25.11.2022

Тайные смыслы мультфильма "Трое из Простоквашино"

Вы любите мультфильмы? Мы – очень! Они не только развлекают, они прививают лучшие качества, учат дружить, правильно вести себя в социуме, верить в себя, следовать за своей мечтой. А еще они могут нести скрытые смыслы, которые не сразу бросаются в глаза, но дают почву для размышлений.


Мы решили поднять эту тему и придумали серию постов, в которых предлагаем вам вместе с нами порассуждать о смыслах любимых мультфильмов. И сегодня мы ее начинаем!


И первым делом предлагаем вам взглянуть под новым углом на любимый мультфильм нескольких поколений – экранизацию повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». По нашей просьбе этот мультфильм проанализировали наши психологи из Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи Великого Новгорода. И вот что они нам рассказали:


«Первый вопрос, который каждый из нас наверняка задавал себе – это почему героя зовут ДЯДЯ Федор?


Как психологи, можем предположить, что мальчик уже имеет нарушение идентификационного процесса, точнее, смещение ролей или конфликт между зависимостью от родителей и автономией.


Маленький герой вынужден вести себя независимо и самостоятельно. Как взрослый дядя. Но ему всего восемь, он самый настоящий ребенок, и еще не в состоянии осознавать и полноценно принимать данные качества.


У родителей, которые толком о ребенке не заботятся, тоже смещены роли. Мама увлечена своими проблемами. Папа в реализации повседневных дел и задач демонстрирует ярко выраженную инфантильность. По сути, в мультфильме показано нежелательное и некорректное влияние членов семьи друг на друга, смещение ролей в семье и нарушение ее целостности.


Если вернуться к описанию первых сцен рассказа, то мы понимаем, что, скорее всего, мальчишка был крайне одинок, раз единственный объект для выстраивания коммуникации для него – это кот. С точки зрения психологии, Матроскин – прообраз внутреннего состояния Дяди Федора.


Ребенок, не находя поддержки и заботы у мамы и папы, создал свой внутренний мир и живет в нем. И туда взрослым больше нет хода, потому что они заняты собственной жизнью и туда не очень-то стремятся.


Естественный финал истории – социальное сиротство. В мультфильме Дядя Федор вместе с котом покидает родителей и уезжает жить в деревню. Восьмилетний ребенок начинает жить и самостоятельно вести хозяйство с котом, собакой и говорящей галкой.


Что дает нам этот новый взгляд на старый и любимый мультфильм? Для нас, взрослых – это шанс задуматься и увидеть в этом гипертрофированом варианте собственные несоразмерные требования к своим детям.


Никто ведь не учит ходить ребенка в 2 месяца, но при этом требуем абсолютной ответственности от первоклассников. А они этого еще не умеют. Им по возрасту еще не положено.


Или мы просим подростка построить план на свое будущее и реализовывать его со всей ответственностью и контролем, а при этом сами свою жизнь не планируем и не можем сказать, что будет с нами через месяц.


Такое нарушение баланса требований-обязанностей, требований-запретов, незнание и нежелание понимать возрастные особенности детей, нежелание развивать свои навыки в воспитании может привести семью к большой беде.


Ведь это только в мультике у Дяди Федора все складывается хорошо, а в жизни не бывает таких самостоятельных восьмилетних детей, а если и бывают, то ничего хорошего в такой самодостаточности и автономности не по возрасту для детей нет.


Поэтому предлагаем вам снова вместе с детьми сесть и перечитать рассказ или пересмотреть прекрасный семейный мультфильм «Простоквашино», и поразмышлять о нем вместе, с новым взглядом, смыслом, чувством.


И пусть ваши дети растут в любящей семье в атмосфере заботы, доверия, уважения и безопасности!»

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Олеся
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать