18.05.2022

Онлайн-форум «Послушай, я хочу сказать»

3 июня эксперты благотворительной организации «Детские деревни SOS» проведут онлайн-форум «Послушай, я хочу сказать», приуроченный к Международному дню защиты детей. Его цель – развитие практики участия детей при проведении социальных преобразований, направленных на улучшение детского благополучия в Российской Федерации. Форум пройдет при поддержке Фонда Тимченко.

О проблеме. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, всегда могут рассчитывать на помощь и поддержку со стороны небезразличных взрослых, специалистов, работающих в сфере защиты детства и представителей органов власти. Однако, помогая ребенку, заботясь о нем, специалисты не всегда выделяют время и уделяют внимание участию самого ребенка в принятии решений, касающихся его жизни. Одной из основных проблем сегодняшнего дня является отсутствие в обществе в целом и сфере защиты детства «культуры участия». Мнение детей в процессе принятия решений недооценено, малоизвестны формы возможного участия ребенка в принятии решений, нет закрепившихся в практике алгоритмов учета мнения детей, недостаточно ресурсов и компетенций, чтобы расширить участие ребенка в процессе решения социальных проблем.

Главные участники онлайн-форума «Послушай, я хочу сказать» – дети до 18 лет и молодые люди до 25 лет, а также их родители и законные представители, специалисты в сфере защиты детства. Форум направлен на создание возможностей для демонстрации детьми и подростками своей компетентности в обсуждении вопросов, касающихся их жизни; на создание возможностей делиться новыми и актуальными формами участия в принятии решений. Во время форума будут выявлены лучшие практики участия детей и молодых людей в процессах принятий решений, создания сервисов, влияния на содержание деятельности и/или построения системы. А также форум поможет расширить представления специалистов, работающих в сфере детства, о механизмах участия детей и подростков в принятии решений, затрагивающих их интересы, механизмах учета их мнения по вопросам, касающихся жизни детей.

По результатам форума специалисты Детских деревень SOS планируют изготовить и распространить информационный бюллетень с кратким описанием практик детского участия и ссылками на организации, реализующих такие практики.

Предварительная программа форума.
Общая пленарная часть (10.00 – 10.30)
• Открытие форума. Приветственное слово представителя БФ Елены и Геннадия Тимченко
• Выступление уполномоченного по правам детей в РФ Марии Львовой-Беловой (уточняется)
• «День защиты детей – наш день» - обращение к участникам детей и молодых людей, участников форума

Работа секций (10.30-12.30)
Секция «Безопасность»
Участники:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Московского района»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей»

Участники секции обсудят проблемы безопасности детей в современном мире, будут продемонстрированы видеоролики, подготовленные видеостудией «Позитив», основной задачей которой является включение несовершеннолетних в процесс создания познавательных и обучающих видеосюжетов.
Эффективность технологии «Равный равному» позволяет в простой, доступной для детей и понятной манере привить несовершеннолетним основы безопасного поведения, открыть возможности и перспективы самовыражения, а также трансляции традиционных семейных ценностей и позитивных интересов.

Несовершеннолетние участники секции поделятся своим мнением о проблемах, с которыми сталкиваются дома, в школе и на улице: буллинг, моббинг, склонность к антивитальному и асоциальному поведению и т.д. Кроме того, участники секции обсудят с детьми, в том числе приехавшими в Санкт-Петербург из Луганской и Донецкой республик, страхи и опасения по поводу мировой безопасности, а также их представления о безопасном и комфортном мире.
Направления: психологическая безопасность, безопасность дорожного движения, безопасный мегаполис, безопасный мир.

Секция «Здоровье»
На секции будет сделан акцент на участии детей с ОВЗ в принятии решений, касающихся их жизни. Участие детей с ОВЗ имеет наряду с общими барьерами включения детей в процессы принятия решения имеет еще и свои специфические барьеры. Задача секции показать, как эти барьеры снимаются в практиках отечественных организаций.

В первой части участники секции, дети и взрослые в режиме мозгового штурма составят список специфических барьеров и выделят из него ключевые.

Во второй части будет представлен практический опыт:
• Участия ребенка с ОВЗ в повседневных жизненных ситуациях
• Участия ребенка с ОВЗ в принятии решений относительно его личной жизни
• Участия ребенка с ОВЗ в принятии решений, касающихся жизни других детей

По каждой теме выступят как специалисты, так и и дети/молодые взрослые.
(конкретные темы выступлений и спикеры уточняются)
После каждого выступления участники секции отметят, что именно из представленного опыта позволило преодолеть выделенные в первой части барьеры и какие именно.
Работа секции создаст условия для формирования в профессиональном сообществе не столько декларативного подхода к участию детей с ОВЗ, сколько реалистичного и конструктивного.

Секция «Оценочные исследования с участием детей. Субъективное благополучие ребенка”
Партнер секции – АНО «Эволюция и Филантропия»

Оценка с участием детей – это подход к оценке, который нацелен на активное вовлечение ребенка в процесс принятия решений о планировании и реализации оценки программ, влияющих на благополучие детей. В течение последних лет этот подход активно развивается как в практическом, так и в теоретическом плане. В частности, появляются кейсы и методологические инструменты для оценки субъективного благополучия ребенка, основанного на его личном опыте, его восприятии этого опыта и которое отражается в обобщенной оценке - «удовлетворенности жизнью», а также в личностных установках по отношению к жизни.

Сессия будет состоять из 3-х частей. В первой части будут представлены кейсы вовлечения детей/подростков в оценку. Кейсы будут представляться, в том числе и самими респондентами.

В частности,
1) Презентацию исследования «Актуальные сферы и формы участия в процессе принятия решений глазами подростков и молодых взрослых» проведут участники исследовательской группы и представитель Благотворительной организации «Детские Деревни SOS России», руководитель проекта, Татьяна Николаевна Смирнова, Татьяна Альбертовна Мелешко.
2) Проект «Молодежная парковка» представят молодые участники исследования и представитель Благотворительного фонда «Дорога к Дому», руководитель проекта, Байкова Анастасия Валерьевна
Также вашему вниманию будут впервые представлены результаты самооценки с участием детей - «Технология самооценки качества опеки Детских деревень - SOS». Спикер - Татьяна Альбертовна Мелешко представитель Благотворительной организации «Детские Деревни SOS России».

Во второй части кураторы специализированных тематических площадок, созданных в рамках сообщества специалистов-практиков по оценке программ в сфере детства, эксперты АНО «Эволюция и Филантропия», Ольга Заводилкина и Татьяна Арчакова, поделятся своим опытом верификации практик в соответствие со Стандартом доказательности.
В заключение будет сделан обзор доступных методических ресурсов по вовлечению детей в оценку.

Секция «Образование» Как/где мы слышим голоса детей и подростков?
Образовательная среда, место, где ребёнок становится автором своей̆ жизни, где можно ошибаться, пробовать снова и не бояться изменений. Образовательная среда — это то, где можно проявлять независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность.

Готовит ли школа детей ко взрослой жизни, любить людей и принимать их такими, как они есть. Можно ли сказать, что в наших школах нет травмирующих оценок и авторитарных учителей и каждый ребенок имеет право на свое мнение. Как мы слышим голоса детей и подростков, как дети и подростки могут понять, что они услышаны?

Сессия будет состоять из 2 частей.
В первой части участники секции познакомятся с опытом работы программ профилактики социального сиротства и укрепления семьи Детские деревни - SOS Санкт-Петербурга, Орла, Казани и Великого Новгорода в рамках направления «Ресурсная превенция», где будут представлены методические материалы, позволяющие активизировать личностные ресурсы детей и подростков, учитывать их видение, мнения и мысли, для формирования дружелюбной поддерживающей среды. Будут представлены презентации Лия Левицкой, национального советника по альтернативной опеке благотворительной организации Детские Деревни - SOS Казахстана, Анны Хегай, Руководитель исследовательской группы Благотворительного фонда «Бюро добрых дел» г. Москва, где будут рассмотрены вопросы вовлечение детей и подростков в процесс сопровождения и оценки, что могут дать курсы для выпускников различных форм опеки, также мы поговорим о поддержке компетенций сотрудников, как их можно развивать и поддерживать, чтобы они слышали мнения детей и подростков.

Параллельно на базе Казанского федерального университета будет проходить фокус-группа с участием детей и подростков различных образовательных учреждений города Казани, при поддержке студентов факультета психологии, где будут рассмотрены такие вопросы: Как дети и подростки чувствуют себя в школе? Интересно ли им на уроках? Как организована жизнь детей и подростков после уроков, много ли в школе кружков и секций? Сталкивались ли они в школе с жестоким обращением или травлей? Как решаются эти проблемы, к ому можно обратиться в школе за поддержкой и защитой? Как сделать так чтобы в школе было хорошо, спокойно, весело и безопасно?

Во второй части дети и студенты участвовавшие в работе фокус-группы, представят результаты для участников секции.
В заключение участники обменяются мнениями и предложениями для включения в резолюцию Форума.

Завершение работы форума (12.30-13.00)
• Обратная связь от детей - участников секций – по 5 минут
• Подведение итогов форума – Слабжанин Н.Ю.

Онлайн-форум «Послушай, я хочу сказать» пройдет 3 июня с 10.00 до 13.00.

Обязательна предварительная регистрация до 30 мая!
Для этого перейдите по ссылке

Перед форумом каждый участник получил Рекомендательное письмо от Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка  Марии Алексеевны Львовой-Беловой, которая напутствовала их словами: «Только сообща можно создать среду, в которой будет слышен голос каждого ребенка и практический опыт, которым обменяются участники форума, станет общим и поможет найти новые инструменты для того, чтобы диалог с детьми был постоянным, искренним и создавал новые возможности для каждого из них».

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Олеся
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать