16.01.2025
Объятие из салфетки: как Анна обрела материнскую любовь
У Анны – шестеро детей. Как быть тёплой и ласковой мамой, когда сама недополучила в детстве материнской любви, когда тебя не обнимали? Анна рассказывает, как у неё это получилось, благодаря помощи наших специалистов Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Москве.
«Брат отбирает машинку, меня ставят в угол»
Анна была старшим ребёнком в многодетной семье. Её родители развелись, мама вышла замуж за другого мужчину, родила двух сыновей.
Когда девочке было пять лет, она получила сильные ожоги: мама попросила её убрать с конфорки кипяток, а сама в соседней комнате кормила новорождённого.
– Левая рука, правое плечо и грудная клетка у меня покрылись волдырями. Меня обмыли холодной водой, а потом вызвали скорую. Шрамы от ожогов остались до сих пор, – вспоминает Анна.
К младшему брату у маленькой Ани была ревность, ей казалось, что мама уделяла ему больше внимания, а её несправедливо наказывала. Брат мог отобрать у Ани машинку, в которую она играла, и, если она начинала «делить» игрушки, он мог закатить истерику, в комнату вбегала мама и, не разбираясь в ситуации, ставила дочку в угол.
– Я была спокойная, умная, просто идеальный ребёнок. Я не могла себя защитить и объяснить маме, что я ни в чём не виновата. Я просто послушно принимала наказание, – рассказывает Анна.
«Материнство меня воспитало»
Аня поступила в школу с углублённым изучением английского языка, которая находилась в другом районе. Семья девочки жила бедно и это было очень престижно – поступить в такую школу. Там были строгие правила – волосы должны быть убраны в хвост, школьная форма, отличные оценки. Но вскоре Ане пришлось перевестись в другую школу – по месту прописки – из-за решения мамы. Брат был драчливым мальчиком, учителя постоянно жаловались на его поведение. Мама поняла, что ей легче будет контролировать двоих детей, если они будут учиться в одной школе по месту прописки. И старшая сестра сможет приглядывать за братом.
Поэтому мама приняла решение перевести детей в школу поближе к дому. Аня тогда училась в 7 классе.
– Я попала совсем в другой мир, где были: косметика, крашеные распущенные волосы, проколотые носы и пупки, жвачки, джинсы на талии (на бедрах?). Для меня это было шоком. Я связалась с плохой компанией, начала курить, выпивать, прогуливать школу, – вспоминает Анна. – Мама не умела выражать свою любовь. Были постоянные требования и давление – «ты должна учиться хорошо», «ты можешь лучше». Эти слова отбивали у меня всё желание. Я не хотела идти домой, часто ночевала у друзей.
Когда Аня приходила в школу, она часто попадала на контрольную по алгебре, быстро писала, сдавала тетрадь и уходила. Ей ставили тройки. Но один раз учительница попросила девочку задержаться. Она сказала: «Ты пишешь работу на «отлично», сначала я думала, что ты у кого-то списываешь. Но я наблюдала за тобой и поняла, что ты её выполняешь сама. Прекращай вести такой образ жизни, ты умная».
После 9 класса Ане пришлось перевестись в другую школу. На уроках она почти не появлялась, всё время гуляла и общалась с друзьями.
В 16 лет Аня забеременела. Когда она пришла к врачу, ей молча дали направление на аборт. Потом девочка рассказала обо всём маме, и та обрадовалась.
– Она считала, что ребёнок исправит меня, – объясняет Анна. – Мама пошла к врачу и устроила скандал. Сказала, что мы будем рожать.
Ане пришлось снова менять школу. Там не было вечернего отделения, на которое она надеялась, поэтому она решила снова поступить в 10 класс. До поздних сроков беременности никто в школе не знал о её положении. Когда заниматься физкультурой стало совсем тяжело, Аня рассказала учительнице, что ждёт ребёнка.
– На следующий день я себя ощутила настоящей звездой, вокруг выстроились телохранители. Одноклассники меня сопровождали везде, смотрели, чтобы в меня не врезался какой-нибудь первоклассник, оберегали. Это была такая нежная забота, не грубая мамина, с ругательствами, а самая тёплая и трепетная, – делится Анна.
Когда родилась дочка, Анна действительно изменилась.
– Я по-настоящему наслаждалась материнством, с удовольствием играла в песочнице, строила замки из песка, качала дочку на качелях. Я училась обнимать своего ребёнка, её целовать. Моя мама не умела проявлять свою любовь через объятия и поцелуи, я никогда не слышала от неё слов: «ты красивая, «ты хорошая». Я старалась говорить это своей дочери, – объясняет Анна. – Я стала осознаннее, поняла, что теперь я мама, у меня всё будет хорошо. Мне кажется, материнство меня воспитало.
Объятие из бумажной салфетки
Прошло 15 лет, за это время Анна несколько раз пыталась построить счастливую семью, дважды была в гражданском браке, родила шестерых детей, но были трудности. Первый муж изменял, она пыталась наладить отношения, даже переехала с детьми в его родную деревню, но он начал пить, практически перестал зарабатывать и постоянно её ревновал и контролировал. Со вторым мужем поначалу были хорошие отношения, но потом начали возникать разногласия, с которыми она не могла справиться. Анна забрала детей и вернулась в Москву, где у неё была собственная квартира.
Она очень переживала из-за отношений со вторым мужем, стала плохо справляться с домашними делами, срывалась на детей. Особенно трудно стало общаться со старшей дочкой Катей. Девушка могла уйти из дома, ничего не сказав, Анна повышала на неё голос, дочка огрызалась, перестала интересоваться учёбой, начала курить.
– Между нами возник барьер, мы перестали друг друга слышать и понимать. Когда у меня родились дети, я смогла самостоятельно преодолеть этот барьер, а сейчас, когда начались проблемы, я начала вести себя так же, как моя мама. Вместо того, чтобы объяснить ребёнку, я начинала кричать, говорить «ты должна», «я сказала». Оказывать на неё давление. У меня в голове было совсем другое представление, надо было сказать – «давай поговорим», «давай выясним», но у меня не получалось справиться с собой и своими эмоциями, – говорит Анна.
Сначала Анна обратилась к врачу-психиатру, который после десятиминутного приёма сказал, что у неё депрессия и выписал ей сильнодействующие препараты. Она не стала их принимать. Потом друзья рассказали ей о нашей Программе профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Москве. И Анна обратилась туда за помощью. Начала работать с психологом.
– Мы проводили с Анной индивидуальные сессии, сначала она всё время плакала. Было видно, что она запуталась, была растеряна и не знала, как ей дальше жить. Сначала мы начали решать проблему, связанную с её личными отношениями. В психологической работе принимал участие и муж Анны. Изначально она хотела с ним расстаться, но после нескольких сессий они помирились и наладили свои отношения, – рассказывает психолог Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи благотворительной организации «Детские деревни SOS» в Москве Марина Евтушенко. – Дочка Анны тоже начала ходить на индивидуальные встречи и сейчас мы планируем провести совместную сессию мамы и дочери, чтобы помочь им наладить тёплый доверительный контакт. Анна боится за дочку, учитывая свой подростковый опыт, но очень важно, чтобы она научилась разделять себя и свою дочь, принять, что дочь – это другой человек, необходимо, чтобы произошла сепарация и она смогла «отпустить» ребёнка, но при этом находиться рядом, дать дочке больше ответственности, начать ей доверять.
По словам специалиста, именно контроль и давление становится барьером в отношениях, очень важно наладить диалог с ребёнком.
Анна посещала не только индивидуальные занятия с психологом, но и психологические тренинги. Один из тренингов её особенно тронул. Во время песочной терапии нужно было представить, что пластмассовая фигурка – это твой внутренний ребёнок. Анна взяла салфетки и начала оборачивать свою «внутреннюю девочку», как будто её обнимая.
– Я намотала целый рулон салфеток вокруг этой маленькой фигурки. Я дала своей внутренней Анечке столько любви, заботы и объятий. Достала изнутри себя ту недоласканную девочку и дала ей то, что ей было так нужно, – делится Анна.
После этого тренинга у Анны наладились отношения с мамой. Она смогла принять, что мама не смогла ей дать материнскую любовь, простила все обиды. Перестала об это раниться. И теперь она называет специалистов, которые с ней работают, «проводниками в счастливую жизнь».
– Сейчас Анна находится в ресурсе, она стала больше опираться на себя, она очень осознанная и любящая мама, поэтому я уверенна, что вскоре она сможет подойти к своей дочери, крепко её обнять, понять и выслушать, – говорит Марина Евтушенко.
Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции
Истории
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать