02.10.2024

«Не хочу в школу!»: как социальный педагог может помочь ребёнку?

Сегодня, 2 октября, отмечается Международный день социального педагога. Чем отличается социальный педагог от обычного? Какую помощь он оказывает детям? Рассказывает социальный педагог Детской деревни SOS Кандалакша.

Социальный педагог – это специалист, который работает с детьми и подростками, имеющими сложности в социальной адаптации, воспитании, обучении. Как правило, социальные педагоги должны обладать профессиональными знаниями в смежных профессиях: социологии, возрастной психологии, правоведении. Специалисты поддерживают детей и подростков в сложной жизненной ситуации и стараются создать благоприятные условия для их развития. Кроме того, социальные педагоги защищают интересы и права детей, а также помогают им в самореализации. Такие специалисты работают в образовательных учреждениях, в центрах по работе с детьми и подростками, в медицинских центрах, в ювенальных инспекциях, а также в центрах социальной адаптации.

Не хотела жить с папой

В моей практике был такой случай. Девочка попала в приёмную семью в возрасте 2 лет, её папа отбывал наказание в местах лишения свободы. Всё это время они поддерживали связь, созванивались, папа присылал ей игрушки из дерева и открытки. У девочки сформировался образ отца. Через 10 лет папа вышел на свободу и приехал встретиться с дочкой. Она увидела совсем другого человека, не того, которого представляла, испугалась, заперлась в туалете. А потом отец через суд хотел забрать дочку. И суд принял его сторону, несмотря на то, что нормальных условий для жизни ребёнка у него не было и девочка хотела остаться в приёмной семье. Нам пришлось обжаловать решение суда и добиться того, чтобы выслушали мнение ребёнка. В результате решение суда удалось отменить, и девочка осталась в привычных и комфортных для себя условиях. Сейчас она уже взрослая и жизнь у неё сложилась хорошо. Она стала успешным человеком. А папа, к сожалению, рано умер.

Одна фигурка обижает другую

В Детской деревне SOS социальный педагог нацелен на защиту прав и государственных гарантий детям, оставшихся без родительской опеки, в соответствии с федеральным и региональным законодательством и на оказание помощи детям, находящимися в трудной жизненной ситуации. Нарушения привязанности и негативный опыт семейной жизни часто являются причиной поведенческих и эмоциональных расстройств. Среди многообразия инструментов работы приведу лишь некоторые: экспертный прогноз, социальная терапия, групповая поддержка, игровая коррекция и другие.

Мы помогаем детям с последствиями комплексной психотравмы. Детская психотравма – это негативное событие, которое ребёнок воспринимает как жизненно важное. Её формирование может быть обусловлено разными причинами и факторами, сопровождаемыми стрессами и переживаниями. Например, пожар, конфликты в семье, горе утраты родных, предательство друзей и другие. Особенность психотравмирующей ситуации состоит в том, что она может создавать существенные трудности во взрослой жизни ребёнка, влиять на самооценку, становиться причиной зависимости. Игровые ситуации – это один из инструментов работы с последствиями психотравмирующих событий. Обычно мы работаем в команде с психологами, психотерапевтами и врачами.

Я работаю с приёмными семьями по запросу. Начинаю знакомство с ребёнком как правило с самых простых вопросов: «Как у тебя настроение?», «Как дела дома и в школе?». Иногда ребёнок отвечает активно, иногда формально, иногда просто молчит. У меня есть пластмассовые фигурки, которые я предлагаю расставить. Таким образом, мы проецируем ситуацию из жизни на игру.

Один мальчик взял две фигурки и изобразил, как одна фигурка обижает другую. Таким образом, удалось вывести ребёнка на разговор и узнать, что в школе его дразнят. Оказалось, что из-за этого он отказывается ходить в школу. Моя задача как социального педагога была решить ситуацию в школе: связаться с учителем, донести до неё информацию о проблеме, чтобы она наладила отношения в коллективе. Если у ребёнка появилась психологическая травма, с этим работают уже наши психологи. Моя задача не копать глубоко, я занимаюсь внешним разрешением ситуации, а более глубокую работу проводят другие специалисты.

Социальный педагог и приёмный папа

Я сам приёмный отец, у меня трое детей, из них двое подростков со сложным поведением. Иногда кажется, что прогресс очень маленький, мы двигаемся по миллиметру. Сейчас мы все время на связи с сыном. Если взял подростка – надо всё время быть с ним на связи, и пока не появится тесного контакта, остальные задачи решить невозможно. Если удастся создать такие условия, в которых подросток будет чувствовать, что говорить правду безопасно, появится контакт и доверие, то станет возможно с ним договариваться. Это все происходит постепенно и необходима длительная терпеливая работа.

Самое тяжелое и страшное в жизни детей, переживших утрату родителей, уже случилось. Самое травмирующее событие. Ребята, которые выходят из учреждений, похожи на людей с другой планеты. Им трудно социализироваться в обществе, привыкнуть жить по правилам. Общество их не принимает и происходит конфликт между обществом и таким взрослым ребёнком. Чем быстрее ребёнок попадет в семью, тем больше шансов, что у него будет счастливое будущее.

Конечно, к нам приходят дети травмированные, которым нужно оказывать помощь и поддержку. Очень важно, чтобы ребёнок видел заботу со стороны взрослого, она может заключаться даже в мелочах: «иди поешь», «оденься теплее» и т.д. Мы учим ребят жить по правилам, поощряем позитивное поведение, признаем их успехи, показываем на личном примере, что могут быть здоровые отношения в семье, где есть любовь и взаимоподдержка.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
«Приемная мама искала рыженькую солнечную девочку и нашла меня»
Алене – 18, она выросла в Детской деревне SOS Вологда. Впереди – куча планов, намерений, мечтаний! А 9 лет назад она поступила в интернатное учреждение, потому что ее мама и папа не справились с родительским обязанностями.