05.11.2024

Не хочу учиться, а хочу лениться

Что делать родителям, если ребёнку трудно даётся обучение, он не хочет выполнять домашнее задание? Рассказывает психолог Программы укрепления семьи и профилактики социального сиротства в Санкт-Петербурге Илья Соловей.

 «Будьте на стороне ребёнка»

В первую очередь, режим дня, нагрузки и требования должны быть для ребёнка посильными, стабильными и предсказуемыми. Иногда мы видим, что в погоне за желанием дать своему сыну или дочке лучшее, родители могут забыть о его (её) возрастных особенностях и индивидуальных возможностях. Всё хорошо в меру и в своё время, но детство должно быть детством, ведь оно остается с нами на всю жизнь и влияет на будущее.

Главное снизить наши родительские ожидания, и сравнивать ребёнка не с кем-то другим, а только с ним самим и всегда в хорошую сторону — что получилось у него чуть у него лучше, правильнее, ровнее или быстрее.

Не ждите быстрых результатов, просто запаситесь терпением, нам важен устойчивый результат, а не быстрый, а ещё, чтобы было желание ребёнка делать уроки самому, иначе быстро научить можно, но надолго ли этого хватит? Поэтому, как обычно, начинаем с себя и не паникуем, что ребёнок «ленится».

Вообще работа со своим внутренним состоянием, развитие самоподдержки и устойчивости для родителя – это первоочередная задача, ведь в любом случае именно нам быть для детей примером несгибаемости и оптимизма, и хорошо бы ещё с чувством юмора. Ни одна двойка не стоит утраты понимания между вами и ухудшения ваших отношений, доверие легко потерять, но очень непросто сформировать. Будьте всегда на стороне вашего ребёнка.

Кто из нас не пытался отказываться от непонятной, сложной или скучной деятельности? Осознаем, что ребёнок не ленив, а просто, как и мы, взрослые, может уклоняться от трудностей.

Часто дети не понимают сколько времени может занять выполнение домашнего задания, могут переоценивать свои возможности, поэтому могут не хотеть начинать делать «домашку». Вообще привыкание к любым новым условиям требует времени, а приучение к труду – усилий и терпения от ребёнка и родителей. Нужно понимать, что всё наладится, что в жизни важен не только результат, но и процесс, это помогает спокойнее относиться к теме дисциплины и уроков.

Почему дети не хотят делать «домашку»?

Каковы частые причины отказа от выполнения «домашки» у детей, не имеющих выраженных нарушений концентрации внимания?

1. Усталость – физическая или умственная, а также недосыпание. Ребёнок в начальной школе испытывает большие нагрузки, в том числе, сенсорные – в школе довольно много акустического и визуального шума, который многим детям сложно выдерживать, к тому же, весь день находиться на виду тоже не всем легко даётся. Поэтому, если ребёнок устает в школе или у него есть внеурочные нагрузки и кружки, то сна нужно чуть больше, чем просто по возрастной норме, ведь все дети разные, и, если есть вопросы, обратитесь к врачу-педиатру. С питанием также — по возможности, избегайте дефицита тех или иных веществ и элементов, вплоть до подбора индивидуальной диеты.

2. Трудно начинать делать уроки. Проще помочь ребёнку начать, сев рядом, иногда детям просто нужно родительское внимание, а так вы ещё и устраните его возможный дефицит. Можно договориться, что ваш сын или дочка делает задания 10,15 или 20 минут, а потом у него будет перерыв. Ведь мы помним, что в начальной школе лимиты внимания и работоспособности у ребёнка ниже, чем у детей более старшего возраста, а значит, никаких — «встанешь из-за стола, когда сделаешь все задания» (за исключением тех случаев, когда вся «домашка» выполняется ребёнком легко и быстро). И не сравнивайте себя и своего ребёнка в этом возрасте, мы — разные, но мы – родные люди и это главное, остальное приложится.

3. Страх ошибки или боязнь строгости учителя, а по сути — страх осуждения и наказания. Дети, как и взрослые, могут не хотеть делать домашнее задание из-за негативного опыта осуждения в случае, если они допустят ошибку. Ребёнок может бояться также того, что учитель плохо оценит его и его работу. Отсюда возникает и нежелание начинать — ведь всё равно получится плохо (опять двойка), а значит, и пробовать не стоит. Чем может помочь родитель? Снизить катастрофу в голове ребёнка, объясняя, что важны не сами оценки, а знания, и без ошибок ещё никто ничему не научился. Я обычно объясняю, что ребёнок идёт узнавать и учиться, а не сразу всё хорошо знать и уметь, а право на ошибку есть у каждого человека. Найдите нужные слова. В этом могут помочь детские книги по теме, которых сейчас много.

4. Реальное непонимание предмета или темы (ребёнок не прикидывается). Это тоже вызывает избегание выполнения «домашки». Вместо критики и сравнения, выясните, что ваш сын или дочка хорошо понимает, а что у него хуже получается и делайте на это упор, в том числе, при поддержке и помощи специалистов. Цель — не отбить мотивацию критикой, а помочь, заодно подкрепив веру в собственные силы.

5. Неумение планировать и чувствовать время, забывчивость. Осваивайте с ребёнком время и календарь, применяйте визуальное подкрепление (расписание, напоминалки и т.д.), приучайте делать уроки (например, до наступления ужина или после него), но обязательно сделайте небольшой перерыв после школы или секций.

Как помочь ребёнку?

Если кратко — пониманием и поддержкой. Как мы знаем, сначала эффективнее поддержать и выслушать, потом помочь или хотя бы предложить помощь. Обсуждать недостатки и ошибки только после этого.

Говорите своему ребёнку о том, что вы понимаете, что ему сейчас непросто, но у него всё получится, как и у других, он ничем не хуже. Примените гибкий подход — порой лучше пораньше лечь спать и утром на свежую голову доделать задание, или составить распорядок дня после возвращения домой, подчеркнув выгоды раннего выполнения заданий, а не в спешке перед сном.

Логично (и хотелось бы), чтобы каждый родитель мог поддержать своего ребёнка, успокоить и помочь принять решение, а также научить чему-то, особенно правильно отдыхать. Поэтому приводим «в норму» сначала себя, а потом уже ребёнка, ведь нам приходится «быть в ресурсе» постоянно, а это требует нашего правильного отношения к себе и, конечно, самоподдержки. Не забывайте о себе, это пойдёт на пользу всем вокруг, ведь дети учатся на нашем примере.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
«Моя цель: открыть образовательный центр и приют для животных»
Анна – известный в Орле бьюти-мастер. А еще она – гордость Детской деревни SOS Лаврово. Благодаря пр...