06.09.2022

Наша приемная мама - Людмила Николаевна

Главные люди в нашей организации – это наши мамы. И ничего, что иногда мама у человека бывает приемная. Важно другое, чтобы она была любящая, заботливая и добрая. А еще – чтобы вкусно готовила. Так считают наши дети, так считаем и мы, когда рассказываем о приемных мамах «Детских деревень SOS». С гордостью знакомим вас с нашей приемной мамой Людмилой Николаевной Ухиной, которая тоже в честь дня рождения организации поделилась своим опытом самой сложной работы на земле – работой Мамы.

Людмила Николаевна Ухина – одна из первых мам Детской деревни SOS Лаврово – начала свою работу в момент зарождения Деревни в 1998 году. За годы своей работы она воспитала и вывела во взрослую жизнь 22 воспитанника.

О том, каково это – быть приемной мамой – рассказывает Людмила Николаевна:
До благотворительной организации «Детская деревня SOS» я проработала 20 лет в школе. Была завучем и отвечала за очень много дополнительных задач. В какой-то момент я поняла, что вместо работы с детьми я работаю с документами. А для меня это не самое интересное в жизни. Я стала думать, куда я могла бы уйти, чтобы работать в окружении детей. Одна знакомая спросила меня, знаю ли я о благотворительной организации «Детская деревня SOS», тогда она как раз у нас открывалась. Планировалось открытие Детской деревни SOS в Орловской области, и шел конкурс для приема родителей.

На тот момент моему сыну было уже 20 лет, он был самостоятельным, женатым и я была свободна от семьи. Поэтому я подала документы и меня пригласили участвовать в конкурсном отборе. С сентября по декабрь я проходила тестирования, знакомилась с сотрудниками. Затем до 15 января у финалистов шли отборочные туры. И, наконец, 15 января меня приняли на работу приемной мамой. Я поехала в Москву на практику на 2 месяца, а затем вернулась, чтобы работать в Детской деревне SOS Лаврово.

С самого начала мне очень понравилась эта система воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейном кругу. Мне всегда казалось, что детские учреждения – это не то место, где можно качественно развивать личность ребенка.

В течение полугода я приняла постепенно 7 человек: сначала ко мне пришли 2 сестрички, затем еще 2 сестрички. И к концу моего первого года работы (1999) у меня было 7 детей на воспитании. А всего за время моей работы в организации мне удалось воспитать 12 девочек и 10 мальчиков. Сейчас у меня уже 11 внуков, и я знаю, что это – далеко не предел. Хотя бы потому, что в этом году у нас было еще две свадьбы. А, значит, внуков у меня скоро прибавится.

Больше всего из всех ребяток мне запомнился самый маленький по возрасту малыш, который ко мне пришел в возрасте 4 лет. Это была девочка Аня. С ней было непросто. Долгое время она называла меня на «вы» и «мамой», это было странно. Аня ходила за мной хвостиком, как-то так сразу сложилось, что у нас с ней возникла очень сильная связь. Даже когда у меня случался выходной, и я уезжала из Деревни по своим делам она категорически не хотела оставаться с тетей. Сейчас Ане 27 лет. Она сама давно мама, ее сыну 6 лет. Вместе с ним они часто приезжают ко мне в гости, и мы показываем Алеше фото его мамы в таком же возрасте, как и он сейчас.
Еще один мой ребенок, который мне запомнился больше остальных, это – Сережа, мальчик с инвалидностью. До Детской деревни SOS он жил в приемной семье в глухой деревне, где не было специалистов, и никто с ним не занимался. Все свое свободное время он просто сидел и не получал никакой помощи. Его готовились отдавать в школу для детей с ЗПР.

Но затем он попал к нам, и я стала за него бороться. И вы знаете, мне удалось сделать все, чтобы у Сережи не было серьезных задержек в развитии. Я как учитель младших классов очень много с ним занималась лично. С ним постоянно занимались и педагоги Деревни, так как его школьное обучение было сильно запущенным. Он писал все слова слитно и неразборчиво.

Кроме этого у Сережи были нарушены двигательные движения, что тоже требовало большой и кропотливой работы. Сейчас ему 21 год, и у него остается указанная в диагнозе степень инвалидности. Но за все эти годы мы приложили массу усилий, чтобы внешне это не было бы незаметно, так как Сережа очень стесняется своего диагноза и не хочет, чтобы об этом кто-нибудь знал. Сейчас его инвалидность не ярко выражена и практически незаметна для окружающих. И это – наша с ним самая большая победа.

Сергей закончил школу, правда, в 19 лет и только 9 классов. Но мы добились того, чтобы затем он закончил многопрофильный колледж, где выучился на строителя. Очень много мы с ним работали по программам реабилитации, постоянно ходили на массаж. И вы представляете, когда он вырос, то сам им так увлекся, что закончил курсы массажистов и недавно посетил Форум массажистов городов России. Я знаю, что у Сережи еще очень много планов по изучению и других курсов, и это мне, как маме, конечно, приятно.

Вообще всем мои дети жутко талантливы. В какой-то момент было даже так, что четверо моих детей одновременно играли на гармони, и мы много выступали на концертах.

А недавно у нас в городе проходил конкурс на «Лучшее воспоминание о любимом городе» и моя воспитанница Елена написала чудесное сочинение о Детской деревне SOS и о том, что это место для нее означает. Елена у нас – многодетная мама, воспитывает троих ребят. И ведет свой журнал в социальной сети, где описывает свою жизнь и жизнь в Детской деревне SOS по своим воспоминаниям.

Проработав 23 года приемной мамой, я, как никто, знаю, какая это сложная жизнь. Все дети разные, характеры у всех всегда разные. Иногда думаешь, что сил совсем не осталось, и позволяешь мыслям «Когда же это все закончится» хаотично скакать в твоей голове. Но затем случается что-то хорошее и это такой бальзам на душу, что крылья за спиной вырастают и откуда не возьмись берутся новые силы.

Труднее всего, конечно, приходится с подростками. Потому что у всех свои психологические травмы, и когда такой почти взрослый ребенок приходит к тебе, то ты начинаешь переживаешь – «А справлюсь ли я?». Однажды, когда я забирала девочку-подростка 14 лет, мне про нее сказали, что Мария прошла огонь и воду. Кроме этого, у нее было с 3 по 7 класс практически полностью заброшено обучение. Но я не унывала, знала, что и с этим случаем справлюсь.

Нам повезло еще и в том, что Мария попала к хорошему учителю в школе. Ее классный руководитель очень тепло встретила девочку и сказала ей, что теперь она будет ее помощницей. Марии это так понравилось, что она включилась в процесс и стала забывать прежние привычки. Она успешно закончила 11 классов, и это тоже благодаря нашей работе с ребенком.

Когда она ко мне попала, мы стали разбираться, почему у Марии такое поведение и в чем причина, то мы поняли, что ей просто пришлось стать взрослой слишком рано. Она не отгуляла по-настоящему свое детство, не была счастливым ребенком. И поэтому долгое время мы позволяли ей жить детской жизнью, и это дало свои положительные результаты. Мария выросла, выучилась на проводницу, поездила полтора года по маршрутам поездов, а сейчас она работает в магазине, и все у нее хорошо.

За все годы у меня только двое было больших по возрасту ребят, две девочки – 14 и 15 лет, вот как раз эта Мария и последняя моя Вера. Сейчас Вере уже 16 лет, она остается у меня, и я обязательно доведу ее до выпуска, не передавая другой маме из Детской деревни. Хотя мой срок пребывания здесь подошел к концу и этой осенью я покидаю наш Родной дом. Покидаю я его по возрасту, к сожалению, это время пришло.

Но у меня навсегда остаются мои дети. Все мои 22 ребенка и 11 на данный момент внуков, к которым мы часто ездим в гости. И я обязательно заберу с собой Календарь дней рождений, который мы сделали с ними все вместе, и где обозначены праздничные даты в каждом месяце. Иногда девчонки мои обижаются, что я забываю поздравить чьего-нибудь мужа с днем рождения, и мы вместе смеемся над тем, что скоро места в календаре не останется совершенно.

Я ухожу из Детской деревни SOS Лаврово, но не покидаю пока мою родную организацию – я перехожу работать наставником в Дом Молодежи. Там я буду работать с детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Например, там уже есть одна девочка, которая сама еще ребенок, но у нее уже есть свой малыш. Вместе со мной остаются Вера и Сережа, которые дороги мне.

Если бы начать жизнь заново, я бы снова пошла работать в Детскую деревню, ни секунды не сомневаюсь. Да, теперь я отлично знаю, что быть приемной мамой очень трудно. Надо понимать и уметь работать с детьми со сложной судьбой. Хорошо, если у приемной мамы есть профессиональные помощники: педагоги, психологи и SOS-тети. С этим нам – приемным родителям Детских деревень повезло. Но всегда есть такие специалисты где-то на стороне, к которым я обязательно советую обращаться приемным родителям, так как самому справиться, порой, очень сложно.

Прежде, чем стать приемной мамой, надо все хорошенько обдумать и понять, что это очень тяжелый труд. Но и самый прекрасный на свете. Когда ты видишь выросших и счастливых детей, которые больше не думают о том, что их никто не любит, которые знают, что в них верят, то понимаешь, что жизнь на земле ты прожил не зря.

Мои пожелания всем приемным мамам: здоровья вам, терпения, веры в своих детей и любви к ним, а также крепкой силы воли. А еще не забывайте про саморазвитие, это очень важно для профессионального родителя. Как нам говорила Елена Сергеевна Брускова – основатель Детских деревень SOS в России: «Вы не обязаны любить детей, но уважать ребенка вы должны!». А простые слова «Я верю в тебя» могут помочь вашему ребенку добиться любого результата в его жизни.

Еще о нашей работе можно почитать здесь


<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Олеся
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать