16.09.2024

«Мужчины не плачут»: так ли это?

Существует стереотип о том, что мальчики не должны плакать. Почему ребёнку так важно не подавлять, а проявлять свои негативные эмоции? Об этом рассказала психолог Социального центра SOS Казань благотворительной организации «Детские деревни SOS» Татьяна Романчева.

Я плачу, ты – отвергаешь

Любым эмоциям нужен выход, а когда этого по каким-то причинам не происходит, эмоции никуда не исчезают, они продолжают жить в теле, накапливаться, налипая, как снежный ком. И в какой-то момент наш внутренний эмоциональный контейнер оказывается переполненным, что, в конце концов, может привести к «взрыву» – резкому и бурному выплеску эмоций в виде вспышки агрессии или истерики.

Длительное накапливание эмоций также может приводить к развитию различных заболеваний, в таких случаях мы говорим о психосоматике. Когда есть сложности с выражением эмоций – это может вылиться как в агрессивное поведение, истерики, конфликты, эмоциональную неустойчивость, так и в замкнутость, отстранённость, избегающее поведение, когда ребёнок «тише воды, ниже травы». И то, и другое состояние приводит к разным негативным последствиям.

Человек может не выражать эмоции по разным причинам: например, если в семье это не принято, осуждается или запрещается – иногда родители ругают ребёнка за его эмоциональные реакции и даже стыдят. Чаще всего это происходит в детстве, когда эмоционально-волевая сфера малыша еще недостаточно сформирована. Тогда ребёнок усваивает жизненный урок: эмоции проявлять нельзя, это небезопасно, неприемлемо и даже может привести к отвержению со стороны близких. Способствуют этому и гендерные стереотипы – мальчиков воспитывают со всей строгостью, плакать запрещается: «Не плачь, ты же мальчик!», «Мужчины не плачут», «Ай-яй, как не стыдно, рёва-корова!», «Ведёшь себя, как девчонка» – подобные слова заставляют ребёнка подавлять свои эмоции и загонять их вглубь. На самом деле, все люди имеют право на выражение эмоций, слёзы – это не проявление слабости, а, скорее, сигнал о том, что внутреннее состояние ребёнка требует внимания. То же самое касается и других эмоций и чувств, таких как: страх, злость, обида и т.д.

Как «договориться» со своими эмоциями?

В общепринятом понимании «негативной» эмоция становится из-за способа её выражения. Так в порыве злости мы можем накричать на близкого, проявить физическую агрессию. Испытывать злость и любую другую эмоцию нормально и даже необходимо, и задача состоит в том, что выбрать такой способ выражения, который будет адекватен той или иной жизненной ситуации. Эмоции являются маркером происходящего, поэтому важно их замечать, распознавать и проживать. Так злость может послужить источником энергии для решительных действий, для обозначения своих границ или внесения важных изменений в жизнь. Также выраженная эмоция является источником информации для других людей и помогает выстраивать взаимодействие. Например, если вы видите, что начальник не в духе, вы вряд ли подойдёте к нему с важным вопросом, а подождёте пока его настроение нормализуется.

Чтобы быть способным помогать своему ребёнку справляться с трудностями и выдерживать его реакции, родителям важно, в первую очередь, позаботиться о своём эмоциональном состоянии. Если сам родитель не умеет совладать с эмоциями, находится в постоянном напряжении и стрессе, то как в таком состоянии оставаться способным выдерживать эмоции ребёнка? В таком случае любая мелочь может стать последней каплей и спровоцировать «взрыв».

Дети берут пример с родителей, поэтому родители могут на собственном примере демонстрировать, как можно выражать эмоции в приемлемой форме. Полезным будет проговаривание тех чувств, которые родитель ощущает сам, такими фразами как: «сейчас я злюсь», «я испытываю раздражение», «мне грустно», «я расстраиваюсь, когда...». Это будет для ребёнка примером того, как можно обходиться со своими чувствами и позволит родителю быть в контакте со своими эмоциями. Помогите вашему ребёнку научиться распознавать и называть свои эмоции, спрашивайте у него, как он себя чувствует, помогите ему найти слова, чтобы описать своё состояние. Благодаря этому он сможет лучше понимать свои эмоции и управлять ими в дальнейшем. Создайте безопасную и комфортную среду, в которой ваш ребёнок сможет спокойно делиться с вами тем, что его беспокоит. Когда малыш ещё маленький, ему можно помогать развивать эмоциональный интеллект, проговаривая вслух то, что он может испытывать в конкретной ситуации, как бы угадывая его чувства, например: «ты, наверное, сейчас злишься, из-за того, что…», «я бы на твоём месте чувствовала себя точно также».

Когда мы говорим ребёнку: «успокойся», мы как будто предполагаем, что он справится с проблемой самостоятельно, но это вряд ли поможет ему действительно успокоиться, скорее, эта фраза будет означать: «твоё поведение неуместно», «мне стыдно за тебя», «твои чувства не важны», «перестань чувствовать то, что чувствуешь, и делать то, что делаешь». Вместо этого родитель может проявить свою заинтересованность, показать, что чувства ребёнка для него важны. Сильные эмоции важно признать и принять. Вместо фраз: «не плачь» или «не злись», можно сказать: «я вижу, что ты чем-то расстроен», «я понимаю, что ты сейчас злишься». Это поможет ребёнку почувствовать себя понятым и принятым. Важно дать ему возможность высказаться, при этом внимательно его слушать, быть рядом, проявляя искренний интерес и заботу.

Потребуется много терпения и усилий, прежде чем ребёнок научится управлять своими эмоциями. Но если родитель будет внимателен, будет демонстрировать интерес к проблемам ребёнка и его внутреннему состоянию, помогать ему различать эмоции и выражать их, это будет способствовать тому, что из малыша вырастет чуткий и внимательный к собственным чувствам и чувствам окружающих людей человек.

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе?

Школа – это дополнительный источник стресса для ребёнка. Школьник сталкивается с новой социальной средой, в которой есть: одноклассники, учителя, уроки, а ещё правила и нормы поведения. Успешная адаптация зависит от того, есть ли у ребёнка опыт общения со сверстниками, коммуникативные навыки, умение справляться с трудностями и выдерживать учебные нагрузки.

Безусловно, начало учебного года сопровождается необходимостью перестройки режима и адаптации к изменившимся условиям, особенно если ребёнок только начинает свой путь в качестве школьника или переходит на новый школьный уровень (из начальной школы в среднюю, либо из средней в старшую). Любой период адаптации требует дополнительной поддержки, которую ребёнок может получить внутри семьи. Родителям можно в этот период порекомендовать быть более чуткими и внимательными к эмоциональным проявлениям своего ребёнка.

Истерики, агрессия, замкнутость: когда нужна помощь специалистов?

Дети, которые имеют нарушения в эмоционально-волевой сфере, могут сталкиваться с различными трудностями, связанными с распознаванием, выражением и регуляцией собственных эмоций, всё это может затруднять адаптацию в обществе. Такие дети могут испытывать повышенную тревожность, быть непослушными, чрезмерно импульсивными, иметь проблемы в поведении, вести себя агрессивно как по отношению к окружающим, так и к самим себе, проявлять жестокость к животным, избегать социальных контактов. Если вы замечаете, что ваш ребёнок: с нежеланием ходит в школу, устраивает истерики, не хочет учиться и делать уроки, проявляет агрессию, стал тревожным, замкнутым, имеет сложности со сном и чувствуете, что ваших ресурсов не хватает, чтобы поддержать его в этот период, совместное посещение специалиста поможет лучше понять ситуацию вам и вашему ребёнку.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Даша, 7 лет

В Дашуне сейчас трудно узнать ту замкнутую девочку с недоверчивым взглядом, которая переступила порог...