«Я являюсь мостиком между приёмными родителями и ребёнком»
Сегодня, 2 октября, в России отмечается Международный день социального педагога. Такие специалисты работают не только в школе и в других учебных учреждениях. Чем они занимаются и как помогают приёмным детям в Детских деревнях SOS?Светлана Шарапова, социальной педагог Детской деревни SOS Томилино
От книжек про Карлсона – к помощи семьям и детям
По специальности я социальный педагог, но долгое время работала в библиотеке. Ко мне часто подходили дети, и мы обсуждали прочитанное. Я не просто разговаривала с ними о сюжете – мне очень хотелось их предостеречь, помочь и защитить.
Помню, как мы обсуждали «Карлсона, который живёт на крыше». Вместо разговоров о проказах я говорила с ребятами о том, как опасно лазить по крышам и как важно заботиться о своей безопасности. Я пыталась через книжки объяснить простые, но жизненно важные правила. Позже, когда я сама стала мамой, это желание – оберегать детей – окрепло ещё сильнее. После декрета я твёрдо решила: я хочу связать свою жизнь с помощью детям не через книги, а напрямую.
Ещё в университете я узнала о Детской деревне SOS Томилино. Проезжая мимо, я всегда с удивлением смотрела на детей, которые свободно гуляли, играли и ходили в магазин. В моей голове не укладывалось: я представляла себе строгий детский дом с правилами по минутам, а здесь была картина обычной, настоящей жизни.
В 2023 году мечта сбылась – я устроилась сюда на работу. И все мои догадки подтвердились: «Это место не похоже на учреждение». Здесь дети живут самой обычной жизнью: ходят в школу, ссорятся и мирятся с братьями и сёстрами, делятся секретами с друзьями. У каждого из них есть мама и папа. Но этим детям нужна комплексная помощь, ведь потеря кровной семьи – это рана, которая бесследно не проходит.
Моя задача, когда к нам попадает новый ребёнок, – стать для него тем самым «проводником» в новую жизнь. Я знакомлюсь с ним, осторожно узнаю о его прошлом опыте и составляю план индивидуального развития. Мы общаемся по-разному: с малышами – через игру, с подростками – за душевным разговором.
Эта работа требует внимательности. Иногда уже на первом знакомстве я вижу, что ребёнку срочно нужна медицинская помощь, и мы вместе с родителями обращаемся к врачам. Иногда требуется поддержка психологов, логопедов, юристов – и тогда мы подключаем целую команду специалистов.
Бывают случаи, когда наша оперативность решает всё. Однажды к нам попала девушка, и нам удалось сразу распознать у неё зависимость от запрещённых веществ. Мы немедленно направили её на обследование. Благодаря своевременному лечению и поддержке семьи, сейчас она живёт полноценной жизнью: учится в школе, у неё появились друзья и собственные интересы. Мы успели.
Но моя работа – это не только душевные беседы. Это и кипы документов, от которых порой зависит будущее ребёнка. Я помогаю семьям оформить пособия, алименты, пенсию по потере кормильца. Иногда приходится добиваться этого через суд.
Одна из самых важных и сложных задач – вовремя поставить ребёнка на очередь на жильё. Желательно это делать в 14 лет, но дети попадают к нам в разном возрасте. Однажды нам удалось совершить почти невозможное – получить сертификат для 17-летнего мальчика. Он с приёмными родителями выбрал и купил квартиру, обретя не просто крышу над головой, а собственный дом.
А ещё я помню девочку, у которой не было даже регистрации. Не было статуса, не было прав. Благодаря активному сотрудничеству с государственными органами, мы смогли быстро оформить ей все необходимые документы и положенные выплаты.
Когда-то в библиотеке я через книжки пыталась объяснить детям, как важно заботиться о себе. Теперь я делаю то же самое, но уже в реальной жизни. И вижу, как наша работа – документы, беседы, поддержка – складывается в самое главное: в возможность для ребёнка жить полноценной жизнью, в безопасности и с верой в завтрашний день.
Не запрещать, а предвидеть: как можно уберечь детей от беды?
Моя главная задача как социального педагога – не бороться с последствиями, а предупредить беду. Мы не читаем мораль, а вместе смотрим фильмы, видеоблоги, играем в настольные и подвижные игры. А потом – самое важное – вместе обсуждаем и делаем выводы.
Например, я могу спросить у подростка: «Представь, ты решил увлечься зацепингом. Что будет с тобой сегодня? Завтра? Через полгода?»
Мы вместе рисуем целую цепочку событий: от сиюминутного «кайфа» и уличного авторитета до трагедии, которая перечеркнет всё. Также мы разбираем и другие риски – курение, алкоголь, нарушения. А потом я предлагаю посмотреть на позитивный сценарий: «А что, если твоим увлечением станет скейтборд или программирование? У тебя появится верный друг, интересное хобби, а в будущем – хорошая работа».
Такой подход – метод перспективы – помогает ребёнку самому, без давления, проанализировать свои поступки и сделать осознанный выбор в пользу безопасности.
Но недостаточно одной теории, нужна практика. Чтобы обезопасить детей в реальном мире, мы выходим за пределы Детской деревни SOS. Мы ездим с детьми в другие города с целью научить их не теряться в незнакомом месте. Они сами строят маршруты, учатся пользоваться общественным транспортом и главное – не бояться обращаться за помощью. Эти поездки – отличный инструмент для социализации и повышения самооценки. В этом мы – помощники родителей, ведь в многодетных семьях Детских деревень SOS у пап и мам не всегда есть возможность выезжать с детьми в другие города и изучать новые маршруты.
Также я приглашала к нам в гости сотрудника ГИБДД, чтобы он поговорил с ребятами о правилах дорожного движения и езды на электросамокатах. Для наших подростков это не абстрактные правила, а вопрос их ежедневной безопасности.
Кроме того, мы учим ребят готовить, потому что уверенность в себе начинается с умения приготовить себе обед или ужин. Это – кирпичик в фундаменте их будущей самостоятельной жизни.
А в ближайших планах – курс по финансовой грамотности. С малышами будем играть в «магазин», а со старшими – осваивать азы планирования бюджета через экономические игры. Наша цель – чтобы в будущем они умели обеспечивать себя сами и избегали долговых ям.
Вся эта работа – профилактические беседы, мастер-классы, поездки – складывается в одну большую цель: не просто уберечь от сиюминутной опасности, а дать инструменты, с которыми ребёнок не пропадёт в любой жизненной ситуации. Научить его не бояться жизни, а уверенно в ней ориентироваться.
Елена Шугаева, социальный педагог Детской деревни SOS Лаврово
«Для меня профессия социального педагога – больше, чем работа»
Я с детства мечтала работать с детьми, у меня перед глазами был пример – мои бабушка и дедушка были педагогами. Я себя представляла чаще всего учителем начальных классов. Но однажды я случайно попала на день открытых дверей на факультет социальной педагогики и социальной работы. И почувствовала: «Это моё». Тут помощь, психология и педагогика сливаются в одну – по-настоящему помогающую профессию. На первом курсе я узнала о Детской деревне SOS Лаврово, но тогда я и подумать не могла, что когда-то буду здесь работать.
Но волей судьбы я попала именно сюда и уже 9 лет помогаю приёмным семьям и детям. Каждый день, приходя в кабинет, я понимаю: «Я не только социальный педагог, но ещё немного психолог, и даже юрист». В этой многозадачности – главная ценность моей профессии. Она действительно «помогающая» во всех смыслах этого слова.
Я являюсь посредником и консультантом, мостиком между приёмными родителями и ребёнком. Мои задачи – защищать права детей и помочь им социализироваться в обществе.
Всё начинается со знакомства с ребёнком и диагностики. Мы оцениваем сильные и слабые стороны ребёнка в самых разных сферах: здоровье, образование, эмоции, отношения с кровными родственниками. На основе этой «карты возможностей и рисков» мы составляем индивидуальный план развития – чёткий маршрут с задачами, сроками и ожидаемыми результатами.
Недавно у нас была такая история. У 16-летнего Вовы всё пошло под откос: двойки, жалобы учителей, побеги из дома. Его поставили на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних.
Родители забили тревогу и обратились к нашим специалистам. Мы разработали план помощи и общими усилиями старались помочь семье. Пока психологи работали со взрослыми, я вела доверительные беседы с Вовой. Самый важный вопрос, который я ему задала: «Что ты готов сделать, чтобы наладить мир в семье?». Это переключило его из состояния жертвы обстоятельств в активного участника решения проблемы.
Совестными усилиями нам удалось добиться того, что парень успешно окончил 9 классов и поступил в престижное учебное учреждение. Нам удалось избежать острой ситуации, которая могла привести к беде. Самое главное – сейчас он и его приёмные родители учатся обсуждать проблемы, искать компромиссы и беречь мир в семье.
Кроме работы с кризисными ситуациями, мы много занимаемся профилактикой возможных трудностей и проблем. Вместе с коллегами мы проводим для ребят тренинги, где в доверительной обстановке говорим о самом важном: о ценности семьи, опасностях в интернете, школьных конфликтах и управлении эмоциями.
А ещё я помогаю решать практические, но жизненно важные вопросы. Например, нам удавалось помочь подросткам получить положенное им по закону жильё, чтобы в 18 лет у них был свой угол. Или восстановить выплату алиментов, создав тем самым финансовую «подушку безопасности» на будущее.
Для меня профессия социального педагога – больше, чем работа. Это важная часть моей жизни. Это путь, на котором я каждый день вижу, как наша помощь меняет судьбы детей. И я очень рада, что я выбрала именно эту профессию.
Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции