24.10.2024
«Мама, не заставляй меня есть!»
Почему детей нельзя заставлять есть? По каким признакам можно понять, что у ребёнка есть расстройство пищевого поведения? В каких случаях нужно обращаться к специалистам? Об этом мы поговорили с психологом Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Орловской области Софьей Никитиной.«Пухлые щёчки – не показатель»
Многих родителей беспокоит вопрос: «почему мой ребёнок не ест?». С самых первых дней жизни малыша мама переживает: «хватает ли грудного молока или лучше перейти на смесь?».
Участливые родители заботятся о качественной реализации потребностей своих детей, особенно базовых, очевидных: чтобы ребёнок был сытым, выспавшимся, в тепле и безопасности.
У малыша с рождения есть способность сообщать о своих потребностях. Он плачет, значит хочет есть. Иногда родители начинают не на шутку тревожиться, доедает ли их ребёнок? Отсутствие пухлых щёчек не являются показателем того, что малыш не получает достаточно питания. Показатель – это то, что ребёнок не плачет от голода. Но если мама сомневается, наедается ли её ребёнок, всегда можно обратиться к консультанту по грудному вскармливанию или врачу-педиатру. Маме важно признать, что это её тревога, и чтобы её снизить, надо получить консультацию специалиста, а не самостоятельно решать, что пора переходить на докорм.
Почему нельзя заставлять ребёнка есть?
Ребёнок взрослеет, и заботливые родители продолжают беспокоиться: достаточно ли «закрыта» потребность ребёнка в еде? Наедается ли он? Очень важно дать ребёнку возможность самостоятельного выбора и уважительно к этому выбору относиться, учитывая индивидуальные пищевые предпочтения и вкусы малыша, а также его сенсорные особенности (в помощь родителям книга Э. Эйрон. «Высокочувствительный ребёнок»). Ведь есть дети-малоежки и важно понимать, есть ли у ребёнка такая особенность.
В первую очередь, нужно помочь ребёнку замечать реакции своего тела и тем самым чувствовать себя и свои потребности. Младенец плачет, повзрослевший ребёнок сообщает о том, что он голоден. Но окружение начинает вмешиваться в эту простую схему. Ребёнок говорит: «я хочу есть», мама ему отвечает: «ты не голоден, время обеда ещё не пришло». Ребёнок говорит: «я наелся», мама отвечает: «ты не наелся, надо доесть суп до конца». Тоже самое происходит в детских учреждениях – школьных и дошкольных. Воспитателю удобно, чтобы все вовремя поели, детей много и у него нет возможности учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребёнка. Иногда возникают ситуации, когда взрослый принуждает ребёнка есть кашу или другую еду, которую он не любит. Происходит эмоциональное насилие и это тоже имеет свои негативные последствия.
У ребёнка может возникнуть конфликт между тем, что говорят родители или воспитатель и своими собственным внутренними ощущениями. Если мама и папа мало откликаются на то, что чувствует ребёнок, у малыша появляется много эмоций, которые ему непонятны и с которыми он не может самостоятельно справиться. Ребёнок теряет ощущение себя, перестает чувствовать потребности своего тела и начинает ждать пока родители скажут «иди поешь» или «ты наелся». У ребёнка начинает формироваться такая концепция себя, которая создает раскол между окружающей средой и тем, что он на самом деле чувствует. Если родителям свойственно такое поведение, это может закрепиться и проявляться у ребёнка в более старшем возрасте. И привести к расстройствам пищевого поведения: перееданию, избеганию или ограничению приёма пищи, анорекции и другим проблемам.
Перестала есть после развода родителей
Иногда пищевые нарушения могут возникнуть у ребёнка из-за стрессовой ситуации. Это может быть: развод родителей, буллинг в школе, продолжительный конфликт со сверстниками. Возможно ребёнок пошёл в школу, у него изменился образ жизни и нагрузка, раньше он бегал и прыгал, а теперь длительное время проводит неподвижно за партой и делает уроки.
Временный отказ от еды означает, что организм ребёнка сигнализирует о том, что с ним не всё в порядке, ему нужна помощь. На это нужно обратить внимание.
В моей практике был случай, когда девочка перестала есть после развода родителей. В этот момент она поступила в первый класс. Она сильно горевала по папе, который сократил время общения и перестал принимать участие в её жизни. Она чувствовала, что папа от неё оказался, переживала травму разлуки и потери. Ребёнку требовалось много сил в школе, изменился уклад жизни, все ресурсы уходили на то, чтобы справиться с новой нагрузкой. В этой ситуации была необходимость обратиться к неврологу и нужна была медикаментозная поддержка. Но самое главное, нужно было мамино участие. Ведь ситуацию со стороны папы мы изменить не могли, поэтому работали на усиление ресурсов девочки, чтобы у неё появилось ощущение самоценности. Мама откликалась на чувства дочки, проговаривала их, проявляла заботу и эмпатию: «я понимаю, что ты сейчас чувствуешь, тебе горестно». Мы провели с ребёнком игровую терапию и благодаря комплексной работе нескольких специалистов и маминому активному участию, у девочки снизилось количество отказов от еды, состояние стабилизировалось. В таких случаях важно, чтобы рядом с ребёнком был участливый взрослый.
Если ребёнок столкнулся с любым проявлением насилия, это тоже может быть причиной расстройства пищевого поведения. Нужно проконсультироваться у невролога, возможно у терапевта, и самое главное – выстроить качественные тёплые отношения в семье. Если семья находится в трудной жизненной ситуации и переживает стресс, необходимо оказать всей семье психологическую поддержку. Комплексная помощь всегда эффективнее.
Подростковый протест и фастфуд
В подростковом возрасте отказ от еды часто связан с протестом против родителей, подросток не договорился с родителями и может думать: «назло маме уши отморожу», «не буду есть её котлеты». В таких случаях надо поговорить с ребёнком имеющиеся трудности, попробовать выяснить, что с ним происходит и как его можно поддержать. При разговоре важно соблюдать правила безопасного обсуждения, без критики и принуждения. Нужно безоценочное принятие, эмпатия. Чтобы подросток себя чувствовал безусловно принятым. Если вы замечаете, что ваш ребёнок увлекается фастфудом, ест чипсы, конфеты и другие вредные продукты, ему можно попробовать предложить альтернативу. Проговорить с ним – «если ты не справляешься, перегружен, давай придумаем способ, который будет полезным и эффективным». Надо дать ему возможность выбора. Например, перед тренировкой подростку нужно что-то быстро съесть, он покупает чипсы. Мгновенно получает заряд энергии, потому что в этих продуктах содержится большое количество глюкозы, которая быстро поступает в кровь и дает ощущение насыщения. Но если ребёнку предложить альтернативу, позаботиться о нём и дать ему с собой здоровую и полезную еду, возможно ему не понадобится покупать чипсы. Также если дома всегда есть в доступе подобные продукты и родители сами их употребляют в пищу, то и ребёнок будет этим питаться. Поэтому очень важно, если вы хотите, чтобы ребёнок питался здоровой едой, чтобы вы тоже питались правильно. Ведь нельзя запретить ребёнку делать то, что вы делаете сами.
Бывает, что девушка, вступив в подростковый возраст, начинает садиться на диеты, в этом возрасте девочки начинают обращать внимание на свою внешность, сравнивать себя со сверстницами. Ведь это история про идентичность – «кто я такая, как я выгляжу и как меня оценивают окружающие?». Подростку кажется, если другие девушки стройнее и красивее, они успешнее. Девочка начинает сначала не есть, чтобы похудеть, а потом переедать и себя наказывать, отказываясь от еды. Это может привести к таким серьезным диагнозам как анорексия. В таких случаях необходима помощь врачей и психологическая работа с ребёнком и его окружением.
В каких случаях нужна помощь специалистов?
Но если вы замечаете такие тревожные признаки как:
– У ребёнка изменились критерии пищевых предпочтений, снижен аппетит или он стал много есть. И это продолжается более трёх месяцев,
– Появились такие физические проявления как: усталость, нарушения работы ЖКТ, головная боль,
– Изменилось качество жизни, снизилась успеваемость в школе, сократилось время взаимодействия со сверстниками,
В таких случаях нужно срочно обращаться за помощью к специалистам: неврологу, психотерапевту, психологу. Это значит, что самостоятельно ребёнок не справляется и ему требуется комплексная помощь.
Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции
Истории
Алене – 18, она выросла в Детской деревне SOS Вологда. Впереди – куча планов, намерений, мечтаний!
А 9 лет назад она поступила в интернатное учреждение, потому что ее мама и папа не справились с родительским обязанностями.