15.07.2024

Летние каникулы: как уберечь ребёнка от употребления алкоголя

Во время летних каникул у детей и подростков появляется больше свободного времени, именно в этот период возрастает риск того, что ребёнок может впервые попробовать алкоголь. Психолог Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Санкт-Петербурге Анастасия Тимофеева рассказала о шагах, которые могут предпринять родители, чтобы помочь детям не стать жертвой алкоголя.

Во время летних каникул перед гуляющими на улице подростками встаёт как никогда много соблазнов.

«Летом родители могут быть менее строгими в контроле за подростками из-за подготовки к отпуску или занятости на работе. Это может привести к увеличению риска злоупотребления алкоголем. Ситуация может усугубляться желанием попробовать что-то новое и давлением со стороны сверстников, с которыми подросток проводит свободное время», - рассказывает Анастасия.

К сожалению, когда подросток впервые пробует алкоголь, он может не осознавать негативные последствия или не воспринимать их всерьёз из-за отсутствия явных признаков проблем со здоровьем и психикой в начале. Первый опыт употребления алкоголя может вызывать эйфорию и ощущение расслабления, что приводит к ассоциированию алкоголя с позитивными эмоциями. Именно поэтому рассказы родителей о страшных последствиях употребления алкоголя могут не дать положительного результата.

«Профилактика алкоголизма у подростков начинается с семьи, и родители играют ключевую роль в формировании здоровых привычек и отношения к алкоголю у детей. Своевременное вмешательство и поддержка могут помочь избежать негативных последствий употребления алкоголя в подростковом возрасте», - подчёркивает Анастасия.

Важно открыто и честно поговорить с подростком о ваших опасениях и наблюдениях. Постарайтесь выяснить причины его поведения и поддержать его эмоционально. Также вы можете поделиться своим опытом: расскажите, как вы справлялись с опасными соблазнами или о чём жалеете, уже став взрослым. Ребёнок с большей вероятностью откроется вам, если первый шаг сделаете именно вы.

Предоставьте подростку информацию о влиянии алкоголя на здоровье, отношения с окружающими, успехи в учёбе и другие аспекты жизни. Важно уделить внимание изменениям в системе вознаграждения, которые запускает алкоголь: создаётся неравновесие в путях вознаграждения в мозге, и человек начинает искать удовольствие именно от алкоголя, игнорируя или не получая удовольствие от других обычных занятий – тем самым попадая в тяжёлую ловушку.

Активно займитесь вместе с подростком поиском альтернативных способов проведения свободного времени:

• Предложите ему заняться спортом или физическими активностями, такими как футбол, волейбол, плавание или велосипедные прогулки


• Организуйте поиск доступных мастер-классов по рисованию, музыке, танцам или ремесленным навыкам, чтобы помочь подростку развивать свой творческий потенциал

• Предложите ребёнку принять участие в благотворительных акциях или волонтёрских проектах, чтобы он смог почувствовать себя полезным и социально активным

• Уделяйте время совместным походам на природу, пикникам или кемпингу, чтобы ваш ребёнок мог насладиться свежим воздухом и активным отдыхом

• Рекомендуйте посещение музеев, выставок, концертов или театральных постановок – это может быть интересным и познавательным занятием для подростков

• Очень важно, чтобы ребёнок видел привлекательным своё будущее, интересовался какой-то профессией и стремился реализовать себя в любимом деле. Способствовать этому могут курсы по интересующим подростка темам, таким как кулинария, фотография, программирование и другие.

Если же ситуация серьёзная и перечисленные шаги не дают результата, обязательно обратитесь за помощью к психологу, наркологу или другому специалисту, который окажет необходимую поддержку и поможет разработать план действий.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Олеся
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать