12.08.2024

Как помочь подростку выбрать профессию?

12 августа в нашей стране отмечается Международный день молодежи. Многие подростки мечтают стать блогерами и бизнесменами. Как помочь подростку разобраться в себе и определиться с будущей профессией? На чем должен быть основан этот выбор? Об этом мы поговорили с карьерным консультантом, который сотрудничает с благотворительной организацией «Детские деревни SOS», Татьяной Черновой.

Блогер или каменщик?

В марте этого года я познакомилась с подростками из Молодёжного лагеря SOS, на котором наши специалисты помогали ребятам определиться с будущими профессиями и делились секретами как нарастить навыки трудоустройства и построить успешную карьеру.
Когда я спросила у ребят, какую профессию они хотят выбрать, многие ответили, что хотят стать блогерами или бизнесменами. Я предложила назвать трёх блогеров, чьи результаты работы их мотивируют. Задала вопрос: «Какие навыки нужны, чтобы стать успешным блогером?». Мы сравнили навыки ребят, с теми навыками, которые нужны для этой профессии. И что нужно сделать, чтобы эти навыки получить. После этого анализа многие ребята сказали, что, наверное, им не подойдет эта профессия. Тем, которые хотели стать бизнесменами, я предложила сделать презентацию своего бизнес-проекта.

Мы много говорили о рабочих профессиях, которые молодежь сейчас редко выбирает. Я рассказала, что, например, в Казани каменщики, строители и сварщики очень хорошо зарабатывают, их ежемесячный оклад выше ста тысяч рублей в месяц. Ребята удивились и задумались: «А может лучше быть не блогером, а каменщиком»?

Чтобы лучше познакомиться с профессиями, мы изучали «Атлас профессий», узнавали, какие существуют специальности, обсуждали их особенности. А также играли в профессии, например, в игру «Крокодил», загадывали друг другу изобразить ту или иную профессию: врач, учитель, строитель. Было важно, чтобы ребята смогли себя попробовать и почувствовать в той или иной роли.

Кто такой карьерный консультант и для чего он нужен?

Карьерный консультант – это тот человек, который помогает подростку заранее продумать, как выстроить свою карьеру. Родителям – лучше понять своего ребёнка и помочь ему увидеть свои возможности. А ребятам – провести диагностику талантов и составить образовательный маршрут. Я помогаю подросткам выстроить понятный и последовательный путь развития. Старших ребят учу правильно составлять резюме, презентовать себя на собеседовании, понимать потребности работодателя. Также рассказываю о дальнейших перспективах: куда можно устроиться на работу, на какую зарплату рассчитывать.

Я всегда говорю ребятам, что не обязательно делать акцент на высшем образовании. Важно понимать, какие навыки нужны, чтобы реализоваться в профессии, которая им нравится. Я рассказываю о том, что есть «харды» (hard skills – жёсткие навыки) и «софты» (soft skills – мягкие навыки). «Харды» – это знания и умения, которые необходимы для конкретной работы, а «софты» – это дополнительные знания, умения и личные качества. Например, человек может знать поварское дело, но, чтобы приготовить то или иное блюдо, нужно развивать свои «софты». Можно иметь три высших образования, но не иметь практических навыков. Я говорю ребятам: «вокруг вас столько возможностей, столько людей, у которых можно многому научиться, набирайте свои “софты”».

Также я рассказываю подросткам о профориентации и для чего она нужна, какие в ней есть полезности. Объясняю, что выбирать профессию нужно, основываясь на своих ценностях, личных интересах и компетенциях и на том, что сейчас востребовано на рынке труда.
С каждым ребёнком мы говорим о ценностях, что для него важно, как для личности, как для человека? Что ему нравится, от чего он кайфует? Детей этот вопрос часто вводит в ступор. Кто-то говорит, что самое важное – это деньги. Я спрашиваю: «что ты будешь делать с этими деньгами?». Когда мы об этом рассуждаем, у подростков расширяются границы, они начинают размышлять и лучше себя понимать.

Очень часто на мой вопрос: «Что у вас классного произошло в жизни?», ребята отвечают, что ничего. Я спрашиваю: «Что было хорошего, а что плохого?». Помню, у меня был мальчик со сломанной рукой. Я у него спросила: «Что хорошего и плохого в том, что ты сломал руку?». Оказалось, что он очень активный, скоростной, и сломанная рука помогла ему замедлиться, заземлиться, задуматься: «Почему я тороплюсь, для чего я это делаю?». Это помогает лучше понять себя.

Подросткам сложно рассказывать о себе, не хватает навыков самопрезентации. Я спрашиваю: «Какие у тебя сильные стороны, какая есть суперсила?». Именно на эту «суперсилу» и надо опираться. Взрослые должны помочь ребёнку её раскрыть.

Современные дети постоянно сидят в телефонах, но гаджеты можно использовать как полезный инструмент, например, попросить подростка выбрать топ-10 профессий, которые ему нравятся. И обсудить их с ребёнком.

Во время наших занятий у ребят происходили настоящие открытия, что они, оказывается, лидеры, у них хорошие коммуникативные способности и амбизиозность, и мы вместе думали, как можно применить эти качества.

Очень важно разговаривать. И тогда можно вместе прийти к хорошему результату.

Билетёр в театре, ди-джей и столяр-декоратор

Я хорошо знакома с рынком профессий и могу подсказать ребятам как, например, имея простую профессию, можно добавить к ней ещё какой-то необычный навык, который сделает эту профессию интересной и уникальной. Вот, к примеру, подросток любит рисовать, он может не только продавать свои картины, но и проводить мастер-классы, и организовывать мероприятия, связанные с искусством и делать много другого интересного.

Одна девушка хотела стать художником, но ей не хватило проходных баллов и пришлось пойти учиться на столяра. Ей не нравилась эта профессия и пропала мотивация к обучению. Я подсказала, что есть такая профессия – столяр-реставратор, показала фотографии, как люди из старых тумбочек делают новые, декорируют их и получается уникальная мебель, которую можно продать намного дороже. Девушка так вдохновилась, что начала смотреть видеоролики как работают столяры-реставраторы, читать об этой профессии в интернете. В итоге она успешно окончила второй курс обучения и сказала, что после колледжа возьмет дополнительные курсы по реставрации мебели и дизайну. И попробует освоить эту профессию.

Другая девушка отучилась на специалиста по нанотехнологиям по специальности «фармацевтика», но во время нашей с ней консультации выяснилось, что она очень любит театр и всю жизнь мечтала там работать. Мы долго с ней разговаривали, думали, анализировали. И теперь она живет в Москве, учится в университете и работает билетером в театре.

Я всегда говорю ребятам, что не обязательно делать акцент на высшем образовании. Достаточно получить средне-специальное.

Один парень из семьи, находящейся в кризисной ситуации, не мог понять, какую профессию ему выбрать. Он мечтал стать ди-джеем, но родители его выбор не поддерживали. Благодаря проведённой работе с семьей, мечта парня исполнилось – он сейчас работает ди-джеем.

Ещё одна девушка долго не могла найти себя, получила профессию бухгалтера, но поняла, что это ей не близко. Мы долго с ней разговаривали, обсуждали. Сейчас она работает заместителем руководителя в крупной компании, занимается управлением персоналом. Она отлично выглядит и прекрасно зарабатывает.

А один парень, которого я спросила во время Молодёжного лагеря SOS, что ему интересно, ответил, что любит спорт. В итоге мы поговорили и решил пойти учиться на тренера-реабилитолога, специалиста, который помогает больным людям восстановить физическую форму после травм и операций.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Олеся
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать