02.06.2023

Как показать ребёнку, что он поступает неправильно?

«Физическое наказание ребенка работает ровно до того момента, как вы сравняетесь макушками со своим ребенком, а потом не удивляйтесь, что дети применяют к вам такие же меры воздействия», - считает Наталья Филиппова, психолог нашей программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Великом Новгороде.
Конечно, физическое наказание детей неприемлемо. А как еще можно показать ребенку, что он поступает неправильно, нарушает запреты родителей?
Вот что советует Наталья Филиппова:

Мне не нравится само слово «наказание», конечно, лучше говорить «меры воздействия» на ребенка.
Если мы в дисциплинарных целях никак не ущемляем потребности ребенка, его психологическое состояние, физическое и ментальное здоровье, тогда мы можем такие меры воздействия использовать.
Я, наверное, разочарую многих родителей, но таких мер не так уж много.

ПРИЕМЛЕМО

1. Лишение удовольствий: гаджетов, сладостей и т.д. То есть того, что не относится к базовым потребностям детей в еде, одежде, теплом доме, здоровье. Это наказание должно быть законченным во времени. Если забрали телефон на неделю, значит, отдаете ровно через неделю.

2. Причинно-следственная связь.
Это такой момент ответственности для ребенка. Вы заранее договариваетесь – ты делаешь так, как я прошу, тогда получишь это (сами решите, чем наградить ребенка), если не делаешь – не получишь. Для ребенка предсказуемость в жизни – это про безопасность.
Такие договоренности и их исполнение помогают адаптировать ребенка во взрослую жизнь, где тоже все держится на договоренностях между людьми.

3. «Выбор без выбора». Это не дисциплинарная мера, а скорее способ мирно добиться своего. Допустим, ребенок из раза в раз не хочет убирать в комнате. Спрашиваем его: «Когда ты сможешь, когда тебе удобно? В четверг или во вторник? Выбирай сам». Дети не очень понимают, в чем здесь подвох и обычно выбирают удобное время. А у вас есть возможность апеллировать к тому, что он выбрал этот день сам и требовать выполнения договоренности.

НЕПРИЕМЛЕМО

1. Ничего не объяснив, отправлять ребенка в другую комнату, ставить в угол: «Постой подумай». О чем он подумает? Явно не о том, о чем бы вы хотели. Малыш физиологически не может это сделать, потому что его мышление работает не так, как у взрослого человека. Вспомните себя в детском возрасте, стоящими в углу. Какие эмоции вы испытывали? Обиду, злость, но точно не раскаяние и не желание вести себя лучше. Для меня, как для специалиста, это проявление насилия, а получается так потому, что родитель бессилен объяснить ребенку, как надо, словами.

2. Наказывать лишением базовых потребностей: оставлять без обеда, не пускать на спортивную секцию, которую ребенок очень любит. Все это виды жестокого обращения.

3. Лишать праздников, мероприятий в важные даты: «Получил тройку в четверти – не будет тебе дня рождения с друзьями». Родителю всегда нужно думать: а чего я этим добьюсь? Если вы не знаете, как воспитывать по-другому, и этот метод перестанет работать. Ребенок от вас отдалится, затаит обиду, а вы потеряете доверие. Становясь старше, дети учатся хорошо обманывать: они все равно будут делать по-своему, просто вы об этом не узнаете.

4. Наказание стыдом: «Ай-яй-яй, ну как тебе не стыдно, какой ты бессовестный, плохой мальчик/девочка». У детей же нет понятия самооценки. Все, что вы им про них говорите, формирует эту самооценку. Когда человек вырастает, он не знает о своих достоинствах, зато всегда помнит, какой он плохой. Потом взрослые обращаются к психологам, чтобы вернуть себе адекватную самооценку и полюбить себя.

5. Игнорирование: «Пока не сделаешь так, как я сказала, не буду с тобой разговаривать и даже смотреть».
Это одна из форм жестокого обращения, которая очень ранит ребенка. Становясь взрослыми, такие люди имеют низкую самооценку, не умеют выстраивать диалог, зато умеют подстраиваться под поведение окружающих – так же, как они привыкли делать это в семье.
Дети же не просто так что-то не делают, на то есть причины: не знает как, устал, просто не может. Так потратьте свое время на то, чтобы узнать причины, почему он что-то делает не так, а не на то, чтобы наказать малыша.

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Не перегибайте с запретами
Не должно быть в воспитании слишком много «нет» и «нельзя». Согласитесь, что между лишней съеденной конфетой и запретом бегать через дорогу – разница ценой в жизнь. Определите:
- это точно ребенку делать нельзя
- в этих вопросах можно договориться
- а эти вопросы ребенок вправе решать сам.
Когда запретов слишком много, ваши правила дети просто начинают игнорировать.

2. Определите правила и строго их соблюдайте
Взрослые в семье должны согласовать между собой, что они ребенку разрешают, а что точно запрещают, и этих правил строго придерживаться. А не так, что мама не разрешает больше часа смотреть мультики, а папа взял и разрешил, потому что ему так удобнее, ребенок занят, можно своими делами заниматься.

3. Одно наказание – за одно действие. Сразу, не откладывая дисциплинарные меры на день или неделю. Чтобы ребенок четко понимал – вот он поступил неправильно, а вот последствия этого поступка.

4. Четко аргументируйте: почему я тебя сейчас наказываю. Когда вы не знаете, как выстроить коммуникацию с ребенком, чтобы он понимал и слушался, обращайтесь к специалистам. Психологи помогут и подскажут приемлемые, нетравмирующие и, главное, работающие способы воздействия на ваших детей.

1 июня, в Международный день защиты детей, стартовала наша социальная кампания «Детство без жестокости» в защиту детей от жестокого обращения. Изображения, иллюстрирующие случаи насилия в семьях, созданы с помощью нейросети Midjourney: искусственный интеллект позволяет нам понять, какое страшное и отталкивающее впечатление могут производить эти ситуации.

Уже сегодня на странице акции «Детство без жестокости» вы можете узнать о том, какие формы «воспитания» детей на самом деле являются жестоким обращением и поддержать наших специалистов, которые помогают пережить травмы детям из приемных семей наших Деревень, а также нашим подопечным из Программ профилактики социального сиротства и укрепления семьи, пожертвованием.

Защитим детей от жестокого обращения! Безопасность ребенка – дело каждого!

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
«Приемная мама искала рыженькую солнечную девочку и нашла меня»
Алене – 18, она выросла в Детской деревне SOS Вологда. Впереди – куча планов, намерений, мечтаний! А 9 лет назад она поступила в интернатное учреждение, потому что ее мама и папа не справились с родительским обязанностями.