27.08.2024

Иван-чай для женской силы

После развода, оставшись с девятью детьми в маленькой деревне, Евгения смогла дать отпор нападкам бывшего мужа, встать на ноги и открыть своё маленькое дело. Помогли ей в этом специалисты Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи «Детских деревень SOS».

Жизнь не пряник

Евгения собирает иван-чай, ягоды и молодые шишки. Сушит, ферментирует, варит варенье с лесным духом и оригинальное, из подорожника, а потом продает всё это через сайт. Говорит, её иван-чай даже из других стран заказывали. Ещё она разработала собственный рецепт печатных пряников. Отличная идея для подарка близкому человеку, плюс – ручная работа.

«Иван-чай очень полезен, он тонизирует и даёт силы. Мы с детьми магазинный и не покупаем, только собственного производства пьем», – рассказывает она.

Ещё несколько лет назад в Жениной жизни не было ни печатных пряников, ни любимого дела. Она тогда даже не предполагала, что силы давать может не только целебная трава, но и незнакомые люди, протянувшие руку помощи в нужный момент.

О том, что есть такая организация, как «Детские деревни SOS», Евгения раньше не слышала. Да и зачем ей? Крепкая хорошая семья, вышла замуж по любви, четверть века вместе. Целых восемь лет ждали детей, а когда Бог дал – родили девятерых.

Когда семья разрослась, было принято решение: муж остаётся работать в городе, Женя перебирается с ребятами в маленькую деревню, где разводит скотину, занимается огородом, растит шесть дочерей и трёх сыновей. А по выходным ждёт супруга.

Дочь – лицом в муку, а сына – в багажник

Кто-то спросит: ну, как можно было не рассмотреть абьюзера? Но история в общем-то обычная, и многие женщины смогли бы узнать себя в Евгении.

«Когда-то он был хорошим человеком, детей любил – я это видела. А потом что-то в нём переменилось», – делится Евгения.

Проблемы с мужем нарастали незаметно, и в один прекрасный момент Евгения поняла, что ни она, ни дети не видят со стороны супруга ничего, кроме террора. Нет, Вячеслав не пил, не курил и всем казался добропорядочным семьянином. А приходя в семью, становился агрессивным по отношению к близким (уже потом, когда по решению суда мужчина прошёл обследование, выяснилось, что так проявлялось психическое расстройство).

«Поначалу ко мне жестокости он не проявлял, скорее издевался над ребятами. Старшего сына в лютый мороз отправлял за дровами, летом будил детей в четыре утра и, не давая даже позавтракать, заставлял выгонять коров на пастбище. Если ему не понравится пирог, который испекла дочка, мог её лицом в мешок с мукой засунуть. Он говорил, что так приучает к труду, воспитывает. Однажды засунул одного из детей в багажник машины, а дочь поставил в наказание на колени и заставил стоять так всю ночь», - вспоминает Евгения.

Поначалу она терпела, пыталась поговорить с мужем, где-то закрывала глаза, а потом решилась на развод. Первое время только и думала: как настроить быт и на что жить, ведь она сама не работает? А ещё – как дать отпор бывшему мужу и защитить свои права и право собственных детей на безопасность?

После развода в 2016-ом году Вячеслав из их жизни не исчез. Наоборот, стал более ожесточенным. По суду ему отвели время для общения с детьми, но он приезжал, когда хотел, забирал ребят – на сколько считал нужным. Начал настраивать их друг против друга и против мамы.

«Я ходила к участковому. Тот вызывал бывшего мужа на беседу – этим все заканчивалось. Мы остались один на один с огромной проблемой, а заступиться некому. Даже соседи, и те живут в 300-ста метрах. Однажды муж приехал в канун Нового года, сказал, что заберёт Захара. Я попросила дать детям возможность спокойно и вместе отметить праздник. Так ему и сказала: «Это не твоё время, ты не имеешь права»… И попала в больницу с черепно-мозговой травмой», – рассказывает Евгения.

Многодетные – редкость

«В нашем районе мало больших многодетных семей, а на посёлок мы и вовсе единственные такие. Сразу девять детей! У одного из сыновей – неизлечимое заболевание крови, с рождения по больницам», – говорит Евгения.

Насте 25, Даше 23, Василисе 21, Лизе 20, Маше 19, Альберту 16, Захару 13, Ефиму 11 и Алисе 9. Дети встали на сторону мамы – «Мы не хотим его видеть».

Только к одному из сыновей, Захару, Вячеслав нашёл подход. Приезжал за ним одним, а когда однажды второй сын подбежал к нему поздороваться – оттолкнул. «Иди к своей маме».

И Захар тоже начал отдаляться от семьи. В школе учителя жаловались, что после выходных, проведённых с отцом, он не может нормально учиться.

Евгения вспоминает то время с ужасом. Шесть лет прошли в судах («Они мне стали как дом родной!»), а что толку, если бывший супруг то и дело нарушал все предписания судьи, снова и снова появлялся на пороге дома. Мог забрать детей к себе и не привезти. Даже требовал передать ему ребят на воспитание. Одно время у Вячеслава почти получилось: Евгения была морально истощена, почти впала в депрессию и уже не смела дать отпор бывшему мужу. И в этот момент сотрудники органов опеки посоветовали ей обратиться в нашу программу помощи семьям в кризисе.

«Я должна быть сильной»

«Бог дал мне этих людей, - повторяет Евгения. – Они помогли мне снова стать сильной, поверить в себя, спасли он выгорания. Мне дали понять: я больше не одна».

Сначала в помощь ей был выделен юрист. Евгения называет теперь его своим адвокатом, потому что впервые за долгое время почувствовала себя под защитой. «Вас загоняли в угол, а нам надо идти вперед», - объяснил он ей.

Удивительно, что когда семья получила юридическую поддержку, и на заседания Евгения теперь приходила не одна, изменилось отношение окружающих к происходящему. И наказания за нарушение предписаний судьи со стороны бывшего супруга карались уже не беседами с участковым, а несколькими сутками в КПЗ.

А с мамой и детьми тем временем работали психологи. В случае с многодетной семьёй мало успокоить и поддержать, надо мотивировать на учёбу, получение профессии, самодостаточную жизнь. Причём не только детей.

«У меня давно лежали водительские права, а машину не водила. Да и не было машины. Она к нам тоже каким-то чудом пришла. Знакомые сказали, что один храм хочет помочь многодетной семье и купить для неё автомобиль. Выбрали нас. Я ведь только после развода за руль и села, теперь езжу. И тут меня тоже вдохновили специалисты «Детских деревень SOS».

Страх, уходи!

Сначала ушёл страх, потом пришла уверенность. Бывший муж мелькал в жизни Евгении и детей всё реже, ударить уже не мог, издеваться – тоже. А потом он и вовсе исчез.

Когда стало не страшно выходить за порог дома, Евгения смогла показать детям родной край. Опять же помогли «Детские деревни SOS».

«Путешествия в Себеж, прогулка по усадьбе Ореховно, походы в музеи, на балет, в театр… Не перечислить. А ещё нам давали канцтовары, одежду, выделяли детям подарки к Новому году».

С особой теплотой Евгения вспоминает мастер-классы, на которых её ребят учили рукодельничать – шить, вязать, выжигать, готовить. Да они и сами многое уже умели.

Теперь старшая Настя – кондитер в ресторане. Василиса учится в университете на факультете экономической безопасности, знает три иностранных языка. Лиза – будущий юрист. Просто мама им постоянно повторяла: «Вы сильные, вы можете больше».

Все девочки в семье закончили музыкальную школу по классу фортепиано, Альберт – гитарист. Маша, Даша и Захар учились в школе искусств. Маша даже решила заняться всерьёз графическим дизайном.

«Интересный факт, но, когда Василиса поступила в вуз и почувствовала, что не всегда может справиться с нагрузками, она уже сама позвонила юристам Программы. И они ей помогли», - говорит Евгения.

«Трое мужчин – на мой век хватит»

«Какая же ты молодец», - восхищаются деревенские, глядя на Женю. Детей вырастила (на момент развода они все были несовершеннолетними), образование дала, с внучками теперь помогает. При этом остаются силы возиться с огородом и два инкубатора держать (Евгения продаёт цыплят).

«Меня радует, что у дочек мужья хорошие. Машин муж постоянно повторяет, что жену в обиду не даст и будет любить её всю жизнь. Мне это очень важно слышать».

Что же касается её собственной личной жизни, Евгения отшучивается: «У меня уже есть трое мужчин – сыновья. На мой век хватит».

Новая страсть Евгении – её любимое дело. Сбор иван-чая и выпечка пряников, которые она теперь привозит в подарок нашим коллегам Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи. Делится силой с теми, кто когда-то помог ей.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
«Приемная мама искала рыженькую солнечную девочку и нашла меня»
Алене – 18, она выросла в Детской деревне SOS Вологда. Впереди – куча планов, намерений, мечтаний! А 9 лет назад она поступила в интернатное учреждение, потому что ее мама и папа не справились с родительским обязанностями.