
28.01.2021
Гнев и обида у детей
Дети могут регулярно испытывать обиду и гнев, но ответить, что же конкретно вызывает у него эти эмоции, ребенок самостоятельно и сразу не всегда может. Тогда нужно помочь ребенку разобраться в этом, выделить и осознать, направлена ли его негативная эмоция на что-то конкретное или это связано, например, с усталостью. Определив причину, можно научить ребенка самостоятельно справляться с негативом.Илья Соловей, психолог Программы «Укрепление семьи» в Санкт-Петербурге, предлагает родителям выполнить несложное упражнение с ребенком. Оно будет в виде списка причин и решений. Мы проясняем, какие причины (раздражители) вызывают у ребенка обиду и гнев, и какие решения (выходы) существуют, проговариваем их вслух и выписываем на бумагу.
Берем лист бумаги и в левой его части пишем причины по пунктам (достаточно 3-5), что вызывает у ребенка злость или обиду. Если ребенок не может сам назвать причину, уточняем – «Кто или что обычно заставляет тебя злиться/обижаться?»
Вот примерный список причин, которые могут вызывать у детей негативные эмоции:
- Поведение или слова кото-то из детей (мальчик или девочка в саду, школе, в секциях или во дворе);
- Поведения или слова кого-то из родителей или близких (как тех, кто старше, так и тех, кто младше ребенка);
- Фразы или поступки кого-либо из взрослых вне семьи;
- Какие-либо неприятные события, неожиданности (как в семье, так и вне дома);
- Сложные, непонятные, скучные задания;
- Домашние или иные обязанности;
- Явная несправедливость по отношению к ребенку;
- Проигрыш в играх, спорте;
- Ограничения времени, проводимого в интернете, играх и гаджетах;
- Низкая успеваемость, критика ребенка в связи с этим;
- Неуместные шутки в его адрес, высмеивание, унижение;
- Шум, усталость, чувство голода, страх, нехватка времени на какое-то действие.
Выяснив, какие есть точки напряжения для ребенка, вызывающие у него гнев или обиду, можно многое понять самим и помочь ребенку. Важно выводить на сознательный уровень те вещи, которые обычно могут звучать как «меня все бесит», т.е. обычно существует конкретный раздражитель, вызывающий у нас негативную реакцию.
Затем выполняем 2-ю часть упражнения. В правой части листа напротив каждой причины, вызывающей гнев, запишите вместе с ребенком решения или выходы – действия, которые помогут ему успокоиться в каждой ситуации, выйти из нее. Пусть ребенок попробует сам назвать эти способы, так он еще и учится понимать, что от него многое тоже зависит. При необходимости вы можете предложить ребенку подходящие варианты решений.
Таким образом мы не только помогаем детям понять причины гнева и скорректировать иррациональные убеждения и завышенные ожидания, но и даем ребенку инструмент самоподдержки и самоконтроля, что и является основной задачей взрослых – научить ребенка адекватно справляться с трудностями. И такой список может вам в этом помочь.
Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции
Истории
Алене – 18, она выросла в Детской деревне SOS Вологда. Впереди – куча планов, намерений, мечтаний!
А 9 лет назад она поступила в интернатное учреждение, потому что ее мама и папа не справились с родительским обязанностями.