
06.11.2025
«Если ребёнок получил двойку – это не катастрофа»: почему не нужно быть идеальным?
Мы часто ругаем себя за ошибки и ждём безупречности от наших детей. Но что, если погоня за идеалом – это главная помеха счастливому родительству? Как перестать быть «родителем-отличником», а стать просто любящим? Объясняет психолог Программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи в Санкт-Петербурге Дарья Булавина.Ко мне на консультации всё чаще приходят родители, которые жалуются на выгорание, чувство вины и постоянную тревогу. Они стараются изо всех сил, но но внутреннее ощущение, что «можно было бы лучше», не покидает их. Всё это – признаки «синдрома отличника», только не у ребёнка, а у самого родителя. Это внутренний сценарий, в котором любовь, ценность и уважение зависят от результата.
«Я не имею права на ошибку»: что такое «синдром отличника» у родителя?
Такой родитель не просто хочет «хорошо справляться» – он должен быть безупречным. Если ребёнок заболел, плохо учится или ведёт себя «не так», это воспринимается как личный провал.
В голове постоянно звучат установки:
- «Я не имею права на ошибку»;
- «Если я устал – значит, я слабый»;
- «Мой ребёнок должен быть примером, иначе подумают, что я плохой отец (мать)».
Как это отражается на ребёнке?
1. Ребёнок растёт в атмосфере тотального контроля. Его жизнь расписана по минутам: секции, уроки, развивающие кружки. Ошибки не обсуждаются – их «надо исправлять». Со временем ребёнок перестаёт чувствовать, чего он хочет сам, и учится быть просто «удобным» и «успешным».
2. Ребёнок боится разочаровать родителей. Если родители расстраиваются из-за того что ребёнок получил двойку в школе, он делает простой вывод: «Любовь можно потерять». И он старается уже не из-за интереса к учёбе, а из-за страха подвести родителей и потерять их любовь.
3. Ребёнок перенимает родительский сценарий. Такие дети часто вырастают во взрослых, которые не умеют отдыхать, не терпят ошибок и постоянно сравнивают себя с другими. Они вроде бы успешны, но внутри – тревожные и выгоревшие.
Почему так происходит?
«Синдром отличника» у родителя почти всегда родом из его собственного детства.
- Когда за пятёрки хвалили, а за четвёрки – критиковали;
- Когда за помощь получали одобрение, а за слабость – стыд;
- Когда любовь взрослых была «условной»: заслужить, доказать, соответствовать.
Что чувствует «родитель-отличник»?
Чаще всего – усталость, раздражение и чувство вины. Домой он приходит не живым человеком, а «выжатым комком обязанностей»: работа, школа, кружки, питание, развитие, спорт.
И где-то глубоко внутри – обида: «Почему никто не видит, как мне тяжело?»
Парадокс в том, что рядом с таким родителем ребёнку тоже трудно. Потому что мама или папа всё время «делают», но редко просто находятся рядом. А детям важно не идеальное воспитание, а чувство контакта – что «я важен, меня любят, даже если я ошибся».
Как выйти из этого замкнутого круга?
1. Замечайте, где вы стараетесь «быть правильным», а где – просто живым. Можно не знать ответов, не успевать, ошибаться. Это не делает вас плохим родителем. Это делает вас просто человеком.
2. Учитесь выдерживать несовершенство. Если ребёнок получил двойку – это не катастрофа. Это возможность поговорить, поддержать, помочь понять, что ошибки – это часть жизни.
3. Разделяйте: где ваши чувства, а где – ребёнка. Часто тревога и стыд – это наши, взрослые переживания, а не наших детей. Когда вы учитесь их распознавать, ребёнку становится легче дышать.
4. Помните: «достаточно хороший родитель» лучше, чем идеальный. Этот термин ввёл психоаналитик Дональд Винникотт. Он говорил, что ребёнку нужен не совершенный родитель, а тот, кто рядом, кто выдерживает, кто любит без условий.
Что может навредить ребёнку?
- Атмосфера оценочности. Когда любовь и похвала становятся наградой за достижения. Ребёнок должен знать, что ваше отношение к нему не зависит от пятёрок и побед.
- Игнорирование детских эмоций. Во время истерики, когда ребёнок устал или напуган, бесполезно ему читать нотации. Сначала помогите ему успокоиться – обнимите, создайте безопасное пространство. И только потом спросите: «Что у тебя произошло?».
Дети не нуждаются в «супергероях», которые всё успевают и всё делают правильно. Им нужны живые взрослые, которые умеют просить прощения, смеяться, ошибаться и обнимать. Которые могут сказать: «Я устал, но я тебя люблю».
Это и есть та самая настоящая опора, которая даёт ребёнку чувство безопасности – гораздо важнее, чем все идеальные достижения.
Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции
Истории
Анна – известный в Орле бьюти-мастер. А еще она – гордость Детской деревни SOS Лаврово. Благодаря пр...

