10.04.2023

Два года в семье – много это или мало?

Сегодня, в Международный день брата и сестры, мы хотим рассказать вам о Руслане и Дарине. Они пришли в приемную семью Алены и Геннадия из Детской деревни SOS Вологда ровно два года назад, в апреле 2021 года.

Два года в семье – много это или мало? Как изменились брат и сестра, как приняла их семья, другие дети (всего в этой приемной семье 8 ребят - пять приемных и трое кровных), рассказывает мама Алена.

Страхи и сомнения

- Ещё два года назад мы были в раздумьях, предстояло принять важное решение не только для нас, но и для всех членов нашей семьи. Были и страхи, и сомнения, а как же без этого? Ведь ребенок, кровный или приемный – это ответственность на долгие годы, – рассказывает Алена.

Помню предостережения сотрудников детского дома, камни преткновения с родственниками детей, капризный характер Дарины и Руслана с его суровыми взглядами на жизнь.

А потом мы решили отпустить все страхи и сомнения. Просто поверили, что сможем вернуть этим ребятам детство.

Брата с сестрой Алены и Геннадий нашли сами, по федеральной базе , дети им сразу понравились. Дарине на тот момент было 3,5 года, Руслану – 9. Возник вопрос: почему здоровые дети полтора года находятся в интернатном учреждении и их до сих пор не в приемной семье? Ответ оказался прост: этому препятствовали многочисленные родственники.

История с родственниками

- У ребят есть два родных дяди, две тети, много двоюродных братьев и сестер и бабушка, - рассказывает мама Алена. – Они их любят, но по финансовым и жилищным условиям не могут взять в семью. Бабушка с инвалидностью, то есть опека ей просто не выдаст разрешение. При этом в интернатном учреждении эти люди убеждали руководство, что вот-вот оформят документы и заберут детей. Поскольку у родственников приоритет, руководство отказывало всем потенциальным приемным родителями ребят. Понять родных можно, они любят детей, навещали их. Но любому ребенку лучше расти в семье, а не в интернатном учреждении, поэтому мы, несмотря на все сложности, решили познакомиться с детьми.

В тот самый день, когда Алена и Геннадий приехали для знакомства, в интернате была бабушка ребят. От переживаний ей стало плохо, пришлось даже вызывать скорую помощь.

После знакомства с детьми все сомнения родителей отпали – это их дети.

Вскоре супруги оформили для Руслана и Дарины гостевой режим.

Как брат и сестра попали в интернат

История Руслана и Дарины, к сожалению, напоминает историю тысяч других мальчиков и девочек. Мама ребят вела и продолжает вести асоциальный образ жизни, злоупотребляет алкоголем. В графе «отец» у ребят прочерк.

Практически сразу после рождения старшего Руслана семью поставили на учет в органах опеки, потому что бабушка писала туда жалобы, надеясь так вразумить свою дочь. Когда родилась Дарина, зависимость мамы усугубилась, детей несколько раз увозили в приют, потом возвращали, давая маме шанс исправиться. Но исправления не случилось.

Когда Дарине было 3,5 года, ее окончательно забрали из семьи. Мать с восьмилетним Русланом еще несколько месяцев скрывалась по знакомым, мальчик многого навидался в этих притонах. Когда мать с ребенком нашли, Руслан последовал за Дариной в интернат.

Поездка в Деревню убедила родственников

Приняв решение забрать детей в семью, Алена и Геннадий решили встретиться с родственниками и получить их официальное разрешение. Это было нужно, чтобы в дальнейшем они не претендовали на детей и не ставили приемным родителям палки в колеса.

- Мы пригласили родных ребят к нам в Деревню, - рассказывает Алена. – Приехали бабушка и одна тетя. На встрече был наш психолог, который подробно рассказал про жизнь в Деревне, про помощь специалистов, воспитание, которые мы даем. Родственники держались холодно, было видно, что они нам не доверяют. Но, видимо, наш психолог их убедил. А может быть, они увидели наш уютный дом, комнаты, где будут жить Руслан и Дарина. Они дали разрешение на опеку.

Алена и Геннадий считают, что ребятам повезло с родными, их не только много, но все они дружные и любят детей. И хотя поначалу страхи были с обеих сторон, но договориться и нормально общаться все же удалось. Сегодня бабушка, дяди и тети часто навещают ребят в Деревне, забирают их на прогулку в ТЦ или зоопарк.

– Я – волонтер в школе приемных родителей, и когда меня там спрашивают, нужно ли общаться с кровными родственниками детей, я всегда говорю, что нужно, – делится Алена. – Это поддержка для детей и сейчас и в будущем, ведь мы не знаем, как сложится жизнь.

За что стоит уважать кровную маму

От биологической мамы ребят в первое время сыпались угрозы, приемным родителям она грозила чуть ли не физической расправой. Но постепенно она успокоилась и теперь даже рада за детей, что они попали в такую хорошую семью.

– Осуждать ее, сердиться на нее считаю бессмысленным, – говорит Алена. – Алкоголизм – это тяжелая болезнь, она полностью меняет человека. За все время она ни разу не приезжала к детям. Когда мы встречаемся на судах по алиментам, которые она не платит, я вижу, что ей стыдно, она извиняется, что нет денег. Периодически она пишет мне в соцсетях, спрашивает как там Дарина и Руслан, и тогда я отправляю ей видео с ребятами. Иногда звонит, и я передаю от нее привет ребятам. Несмотря на зависимость, которая разрушила ее жизнь, ей не все равно, что с ее детьми. И за это я ее уважаю.

Два года дома

- Сейчас я оглядываюсь назад и не узнаю этих детей, - продолжает рассказ Алена. - Жёсткие волосы стали мягкими, недоверчивый взгляд исподлобья теперь полон любви и преданности, характер стал более покладистый, постепенно ушли упрямство и лень.

Эти дети знают, что такое голод, жизнь в притоне, предательство матери. И тем не менее они научились любить и прощать, доверять заново, не помнить зла. И пусть не сложилось, не справились кровные родственники, но это часть их прошлого, которую не вычеркнешь из детства, которую нужно простить, чтобы спокойно идти дальше. Что-то из прошлого забудется совсем, что-то ещё долго будет сниться ночами. Но за два года мы уже смогли изменить многое.

Драки закончились, а в дневнике теперь пятерки

Руслан был мальчишкой, который ненавидел школу, с трудом учился, не умел писать многие буквы к концу второго класса, дрался со всем, в том числе и с учителем.

С большим трудом маме Алене удалось уговорить его учителя поставить тройки по некоторым предметам, чтобы мальчишка не остался на второй год. Учитель сделал это только в обмен на обещание, что ребенка переведут в другую школу: «В нашей школе приемные дети не нужны».

За лето перед вторым классом приемные родители подтянули Руслана по всем предметам, Деревня дала репетиторов. И оказалось, что это умный парень, который любит учиться. В школе только пятерки и четверки. Мама Алена даже отправила его прежней учительнице его табель за второй класс, чтобы показать, что все дело было не в плохом ребенке.

Он больше не рвёт книжки, он их читает. А еще умеет готовить, стирать, мыть полы и делает все с удовольствием, не потому что так надо, а потому что сам этого хочет.

А еще Руслан начал смотреть мультики.

– Когда сын только пришел к нам в семью, у него был суровый, совершенно взрослый взгляд на жизнь, – рассказывает Алена. – Ведь он был Дарине и мамой и папой. Да и маме родной часто приходилось быть нянькой. Поэтому он не играл, мультфильмы не смотрел – это все для маленьких. Он постоянно контролировал, где Дарина, поела она или нет, тепло ли одета.

Постепенно, видя заботу Алены и Геннадия, мальчишка расслабился, отпустил ситуацию и снова стал ребенком, игривым и веселым. Научился говорить правду, даже если маму с папой это расстроит.

Недавно Руслан отметил свой 11-ый день рождения. Добрый, ласковый парень, немного рассеянный, всегда улыбается. Его теперь совсем не узнать!

Из принцессы в помощницу

Изменилась и Дарина. Алена потратила много времени, чтобы девочка поняла, что в доме есть свои порядки и их нужно соблюдать.

– Дарина была такая принцесска: ножкой топнет, бровки сдвинет, «не хочу, не буду!», - рассказывает приемная мама. – Однажды накидала бумажек на пол. Я ей – убери за собой. Она как заревет! МХАТ отдыхает! Но я не отступаю – у нас дома все за собой убирают, и ты убирай. В общем, собрала она эти бумажки и с гордо поднятой головой пошла выбрасывать. Так комично это выглядело! С тех пор Дарина поняла, что придется выполнять правила нашего дома. У нас все дети участвуют в уборке дома, и она стала на них равняться. Вытирает пыль, подметает полы, кровать убирает, сама с вечера готовит себе чистую одежду в садик.

Осенью Дарина пойдет в 1 класс. Девочка уже читает, пишет прописи. С памятью есть определенные проблемы – возможно, сказалась мамина зависимость, но с помощью регулярных занятий, тренировки памяти и курса препаратов ситуация выправляется.

Все в первый раз

– Дети учатся у нас, а мы – у них, – говорит приемная мама. – Учимся принимать их такими, какие они есть, учимся находить к ним подход, уважать их прошлое, общаться с родственниками. Какая-то часть прошлого останется с детьми навсегда и пусть это будет только хорошая часть.

Мы помним их первый новый год дома и письма Деду Морозу, первые подарки под ёлкой, первые Дни рождения вместе, все другие праздники. Первую поездку в санаторий, в поход, в кино и многое другое. Всё у нас было первое, многое узнавали впервые. Когда-то, быть может, сотрутся эти первые воспоминания, все станет привычным. А пока я просто оглядываюсь назад и понимаю, как много у нас впереди!

Не представляю, как раньше мы жили без этих детей, и благодарю судьбу за то, что все сложилось именно так.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
«Приемная мама искала рыженькую солнечную девочку и нашла меня»
Алене – 18, она выросла в Детской деревне SOS Вологда. Впереди – куча планов, намерений, мечтаний! А 9 лет назад она поступила в интернатное учреждение, потому что ее мама и папа не справились с родительским обязанностями.