
«Даже у кровных братьев не всегда бывает так, как случилось у них»
Как Коля из Детской деревни SOS Псков стал не только другом, но и наставником для слабовидящего приёмного брата.«Учил завязывать шнурки и надевать перчатки»
Когда Коля попал в приёмную семью мамы Любы в Детской деревне SOS Псков вместе с кровным братом и сестрой, ему было четыре года. Мальчик любил всем помогать, а маме дарил букеты луговых цветов, чтобы она чаще улыбалась. Для своего возраста он был очень самостоятельным и ответственным ребёнком.
Вскоре в семье появился трёхлетний Даня, слабовидящий ребёнок.
– У меня никогда не было детей с такими особенностями и не было такого опыта, – рассказывает мама Люба. – Даню сложно было научить даже самым простым вещам – например, завязывать шнурки и надевать перчатки. Требовалось много сил, внимания и терпения. Я очень уставала. Меня поддержали специалисты «Детских деревень SOS», не только психолог, но и семейная помощница, она помогала сыну изучать шрифт Брайля, чтобы он мог читать пальцами книги. А потом, когда он пошёл в специализированную школу, помогала ему делать уроки.
А ещё неожиданно на помощь пришёл Коля. У него хватало терпения отвечать на многочисленные Данины вопросы, а иногда просто быть его «глазами»: брат рассказывал, что происходит вокруг, водил его по дому, придерживая за плечи, знакомил с обстановкой, помогал обойти острые углы и чувствовать себя дома в безопасности. Вскоре Даня уже мог с легкостью сбегать вниз по лестнице, как все дети. Коля научил Даню завязывать шнурки и надевать перчатки. Они вместе играли в конструктор Лего, Даня даже превосходил брата в мастерстве строить дома и башни.
Когда выходили за пределы Детской деревни SOS Псков, бывало, Даню начинали дразнить. Коля всегда заступался за брата. Коля брал его за руку и вел, помогая обойти опасные места.
– Я была очень рада, что у меня появился такой помощник, я смогла уделять внимание не только одному Дане, но и всем детям, у меня стало хватать сил на всю семью, – признаётся мама Люба.
«У каждого есть свои таланты, главное – их раскрыть»
Мама сразу отдала Даню в садик, а в 5 лет мальчику провели операцию по коррекции зрения. До этого он видел только свет, тень и контуры предметов, а после операции и реабилитации, мог видеть предметы и различать цвета.
– Помню, как во время занятия я дала Дане деревянный грибок, мальчик даже не посмотрел на него, поднял взгляд в потолок, как делают незрячие, и начал его ощупывать. Он привык жить без зрения и ему надо было привыкнуть к тому, что зрение к нему частично вернулось. Дане нужно было научиться пользоваться своим зрением. Это было ежедневная длительная работа, в которой принимала участие вся семья, – объясняет психолог Детской деревни SOS Псков Елена Гаврилова.
У семьи была своя собственная теплица. Ребята шли вместе с мамой копать огород. Обычно дети не очень любят дождевых червей, но Дане они очень нравились. Незрячие и слабовидящие дети воспринимают мир через тактильные ощущения и звуки. Червяков мальчик с легкостью находил в земле и собирал в ведёрко.
Коля учил брата копать грядки и поливать «огородик», так называли в семье теплицу. Но настоящий талант Дани проявился в посадке кабачков. Мальчик умел делать лунку нужного размера и так бережно и с любовью сажал семена, что из них вырастали самые крупные кабачки. После сбора первого урожая, вся семья поняла, что теперь сажать кабачки – это почетная Данина обязанность. И самое главное – мальчику это очень нравилось.
– У каждого ребёнка – есть свои таланты и главная задача родителей– их заметить и помочь их раскрыть, – убеждена мама Люба.
В Детской деревне SOS Псков Даню считали экспертом чтения книг с шрифтом Брайля, он читал их очень быстро. А ещё у него была хорошо развита речь, абстрактное мышление, а также тактильная чувствительность и слух.
По субботам в семье была уборка дома. Младшим детям Коле и Дане поручали убраться в кладовке под лестницей, которую все называли «гараж». Там хранился конструктор Лего и детские игрушки. Даня сначала играл, а потом вместе с Колей наводил порядок.
– К Дане не относились как к больному ребёнку, не старались его оберегать и все делать за него. Ведь можно было его обложить со всех сторон подушками и всю жизнь служить его болезни. Но его воспитывали, ориентируясь не на его ограничения, а на его сильные стороны. Он выполнял работу по дому, как все дети, ездил в обычные лагеря. Один раз Даня даже выиграл в конкурсе, соревнуясь со здоровыми детьми и получил в подарок ноутбук, – рассказывает Елена Гаврилова. – Мама смогла сделать так, что в семье к Дане не относились как к слабому, а помогали как младшему, потому что они – семья.
Однажды Даня сказал: «Хочу печь блины». Мама сначала испугалась, что слабовидящий сын обожжётся. Но Коля сказал, что будет следить за братом и контролировать. Коля объяснил Дане как замесить тесто, как пользоваться сковородкой, терпеливо стоял рядом и следил, чтобы брат не обжёгся. Так Даня научился готовить сначала блины, а потом и другие блюда. А ещё – пользоваться стиральной и посудомоечной машиной.
Самостоятельная жизнь
– Когда у Дани был переходный возраст и мне надо было повлиять на него, донести до него какую-то информацию, я часто подключала к этим вопросам Колю. Я знала, что брата он обязательно услышит. Коля стал для Дани не только другом и заступником, но и наставником. Они стали по-настоящему близкими друг другу людьми. Даже у кровных братьев не всегда бывает так, как случилось у них, – делится мама Люба.
Сейчас Дане почти 18 лет, он полностью адаптирован к самостоятельной жизни – умеет готовить, убираться, ходит в магазин и сам ездит на поезде. Сейчас парень учится в колледже в другом городе и живет в общежитии.
– Даня не замкнулся в себе и никогда не считал себя человеком с инвалидностью. Когда наш специалист по работе с молодежью помогал ему выбрать профессию, Даня даже не рассматривал варианты, где обучаются только слабовидящие люди. Ему нужно было для обучения сопровождение тьютора, и мы нашли техникум в Иваново, где есть такой специалист, – говорит Елена Гаврилова.
***
Наша благотворительная организация помогает кровным семьям с детьми, оказавшимся в кризисе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также молодым людям из различных форм опеки, вступающим в самостоятельную жизнь. Среди наших благополучателей есть семьи, воспитывающие детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Родители таких детей нуждаются в ресурсных группах и поддерживающем сообществе, а сами дети – в помощи специалистов: социальных педагогов, логопедов, психологов. Для нас важно, чтобы дети не только росли в любящей семье, развивались и обучались бытовым навыкам, но также общались, находили себе друзей и не чувствовали себя одинокими.
Мы собрали материалы о нашей работе с такими детьми и семьями на специальном сайте «Особенная дружба», на котором можно не только изучить полезную информацию, но и оформить пожертвование.
Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции
Саша попала в детский дом когда ей было всего полтора года. Она не помнит ничего из жизни «до»,...