
Чтобы помогать другим, сначала нужно обучиться
Начинать учиться никогда не поздно, ведь профессиональные навыки оттачиваются в течение всей жизни. Чтобы помочь специалистам по социальной работе, психологам и всем, чья деятельность связана с оказанием помощи людям, благотворительная организация «Детские деревни SOS» открывает новое образовательное направление под названием Академия SOS.
Автор идеи — Ольга Липницкая, академический директор «Детских деревень SOS», кандидат педагогических наук, эксперт в области психотерапевтической поддержки в социальной сфере, работы с психотравмой у взрослых и детей, социальной работы с жертвами насилия.
Более 30 лет Ольга Геннадьевна занята в сфере социальной защиты и психотерапевтической поддержки. Последние 17 лет работает в «Детских деревнях SOS», где с 2013 года руководила направлением профилактики социального сиротства и укрепления семьи. Липницкая — автор более 40 научных публикаций в области социальной работы, психологии, психотерапии и педагогики.
Мы спросили Ольгу Геннадьевну о том, какой студенткой была она сама, что это за профессия — специалист по социальной работе, чему будут учить в Академии SOS и как она чувствует себя в роли академического директора.
Важно вдохновить человека на позитивные изменения
С детства Ольга Геннадьевна мечтала стать врачом. С седьмого класса работала в больнице, окончила медицинское училище. Когда пришла пора выбирать вуз, судьба подбросила ей нечто ещё не изведанное: в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов открыли набор на факультет, где готовили специалистов по социальной работе.
«Кафедра у нас была новая, — вспоминает Ольга Геннадьевна. — Преподавала лучшая профессура города: педагоги, юристы, медики. Были даже специалисты по социальной работе из-за рубежа. Учиться было очень ин-тересно, поэтому студенткой я была активной, участвовала во множестве проектов, никогда не прогуливала».
В группе собрались ребята, имеющие за плечами различный профессиональный опыт. Уже тогда в среде однокурсников Липницкая проявляла незаурядные психологические способности, что помогало ей достигать высоких показателей в учёбе. В ходе обучения рождалось более ясное представление о будущей работе, постепенно возникало устойчивое желание реализовать себя в социальной сфере и благотворительности.
«Я всегда говорила подругам, что буду заниматься большими социальны-ми проектами и собирать деньги для детей, которым требуется помощь, — улыбается Ольга Геннадьевна. — Так всё и произошло. Я работаю в благотворительной организации „Детские деревни SOS“, помогающей детям-сиротам обрести любящую семью».
Сегодня Ольга Геннадьевна сочетает профессиональные навыки психолога и специалиста по социальной работе. Работа в социальной сфере вдохновляет её и позволяет вдохновлять других.
«В социальной работе очень важно уметь вдохновить человека на позитивные изменения, — рассуждает Липницкая. — Я именно такой вдохновитель. Не раз слышала, как после встреч со мной люди говорили о том, что чувствуют силы на дальнейшее развитие и движение. Я верю, что даже за одну встречу можно помочь человеку изменить жизнь к лучшему. И, чтобы дать человеку уверенность в том, что всё возможно, я готова вло-жить в эту встречу все мои знания, весь наработанный опыт».
Кто такой специалист по социальной работе
Ольга Геннадьевна убеждена, что специалист по социальной работе должен обладать знаниями на стыке нескольких профессий — психологии, педагогики, юриспруденции, медицины. А ещё — иметь огромный профессиональный опыт и устоявшуюся жизненную позицию. Ведь это первый, кто встречает человека, попавшего в кризисную ситуацию.
«Самое важное в социальной работе, — говорит Липницкая, — это от-ношения, которые мы выстраиваем с людьми. Именно качество отношений помогает людям увидеть свои сильные стороны, раскрыть свои внутренние ресурсы. Качественное выстраивание отношений со стороны специалиста может помочь человеку выйти из кризиса и принять на себя ответственность за свою жизнь».
Имея многолетний опыт преподавания, Ольга Геннадьевна отмечает, что сегодня направление «социальная работа» часто выбирают абитуриенты, которые не набрали нужного количества баллов для поступления на другие, более престижные направления. В обществе бытует ошибочное убеждение, что работать в социальной сфере, давать советы людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, под силу каждому.
Своей миссией Липницкая считает правильно преподнести суть профессии специалиста по социальной работе, донести до студентов важность серьёзного подхода и высоких стандартов, заинтересовать их в наработке профессиональных навыков.
«Чтобы найти выход из кризисной ситуации, — объясняет она, — нужно уметь провести профессиональный анализ этой ситуации, а не пытаться подходить к вопросу эмоционально, основываясь исключительно на жизненном опыте. Специалист по социальной работе способен помочь человеку изменить его жизнь, а это большая ответственность».
Чему будут учить в Академии SOS
Ольга Липницкая считает, что главная задача Академии — давать обучающимся системные знания и практики, чтобы люди работали не по наитию, а по чётко разработанному протоколу. Каждый должен реализовать себя в той сфере, в которой является профессионалом.
Ольга Геннадьевна подчёркивает, что она в первую очередь практик. Поэтому и программа Академии будет практико-ориентированной, с упором на социальную работу. В основу программы положен многолетний опыт, наработанный специалистами «Детских деревень SOS».
Направлений обучения, которые называются «образовательными портфелями», в Академии пять: социальная работа с семьёй и детьми; арт-терапия; фандрайзинг; практико-ориентированные исследования; управление некоммерческой организацией. Все они основаны на понимании того, что ребёнок в семье — одна из важнейших ценностей общества.
Важная часть финансирования – средства из Целевого капитала имени Елены Сергеевны Брусковой. Чтобы обучать специалистов на малых, отдалённых территориях, нам необходим дополнительный стабильный источник финансирования. Для этого и был создан Целевой капитал. Средства от дохода эндаумента будут направлены на развитие Академии SOS.
«Форматы обучения будут самые разные, — поясняет Ольга Липниц-кая. — От небольших вводных вебинаров по какой-либо теме до глубоких профессиональных курсов подготовки и повышения квалификации. Занятия будут проводиться как очно, так и в онлайн-формате. Слушателем Академии может стать любой человек, который имеет отношение к семье и детям. Родители смогут послушать психологов, педагогов, посмотреть арт-проект, учащиеся вузов — прийти на практику и увидеть, как проводятся социальные исследования. Мы — профессиональное сообщество, открывающее двери для широкого круга слушателей и специалистов».
На вопрос, что Академия SOS означает для неё самой, Ольга Геннадьевна отвечает, что это большие возможности для творчества и в то же время — высокая ответственность. Задача преподавателей Академии — стремиться к тому, чтобы в обществе повышался престиж профессии специалиста по социальной работе, и чтобы расширялось сообщество неравнодушных людей, готовых оказывать поддержку и помощь семьям в сложных жизненных ситуациях.
«Социальная работа — это не просто энтузиазм, а серьёзная профессиональная деятельность, — говорит Липницкая. — Чтобы помогать другим, одного желания недостаточно, для начала необходимо этому обучиться».
Пожелаем же Академии SOS успешного развития, а её директору и коллегам — больших профессиональных достижений!
Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции
Саша попала в детский дом когда ей было всего полтора года. Она не помнит ничего из жизни «до»,...