20.04.2023

Благотворительность полезная и вредная

Можно ли навредить, помогая? Например, искренне желая поддержать детей-сирот, принести им боль и разочарование?

Да, - уверена Инесса Гринченко, руководитель направления по работе с ключевыми благотворителями и корпоративными партнерами «Детских деревень SOS».

Инесса рассказала про то, как компаниям, частным благотворителям и волонтёрам правильно помогать детям, оставшимся без попечения родителей, чтобы это приносило им пользу.

Про подарки и разовые акции

Некоторые компании всеми силами стремятся «причинить добро». Везут подарки в интернатные учреждения, проводят там праздники и другие разовые акции. Хорошо, это же всё для детей? Но нет! Потому что такие акции не решают проблему социального сиротства и не делают жизнь детей благополучной.

Условно – есть дети в интернате, им плохо и одиноко. Тут появляются люди, привозят конфеты и подарки. При этом ни одного ребенка не спросили: а что хочешь конкретно ты? А реально ли ребенок нуждается в сладких подарках и телефонах? Разве это решит его проблемы?

Что привезли, тому и радуйся.

И вот эти дети, выходя во взрослую жизнь, не знают ее базовых принципов, и думают, что еда сама появляется на тарелке. У них слепая вера в то, что сникерсы, новая одежда, айфоны просто падают с неба на голову. Не получив всего этого без труда, многие заканчивают жизнь на улице, с зависимостями, в криминальной среде.

Другая ситуация – ребенка все же спросили, что он хочет, например, на акции «ёлка желаний». И вот кто-то написал «Хочу маму», а ему говорят: такое желание нельзя. А он все равно написал и тайком повесил такой шарик. И не получил ничего, потому что надо было просить велосипед. Это ужасно травмирует детей!

Или когда корпоративные волонтеры приходят в интернатное учреждение поиграть. Приходят раз, другой. Дети привыкают, привязываются, ждут их снова, а акция завершилась, никто больше не придет. Есть программы наставничества для детей-сирот, но тут нужно понимать, что ты подписываешься на долгие годы. Нельзя к ребенку ходить, а потом перестать. Он воспримет это как предательство. И вы не помогаете ему, ведь ребёнку на самом деле нужен значимый взрослый.

Выберите направление благотворительности

С чего же начать благотворителям? Для начала определиться, кому вы будете помогать: исчезающим видам животных, бездомным кошкам и собакам, решению экологических проблем, больным детям или взрослым, одиноким старикам, семьям в кризисе, детям-сиротам, людям с зависимостями и т.д.?

Самые продвинутые компании сейчас обращаются за консультацией к специалистам. То есть приглашают представителей нескольких фондов и интересуются: какие проблемы вы решаете? Как вы это делаете? Чем мы можем помочь?

И уже потом выбирают ту благотворительную организацию, с которой у них совпадают ценности.

Мы, «Детские деревни SOS» всегда опираемся на ценности. Самые крепкие долгосрочные отношения у нас сложились с компаниями с теми же ценностями, что и у нас: семья, уют, традиции, забота, безопасность, развитие.

Определитесь с формами помощи

На встрече с консультантами из благотворительного фонда можно выяснить, в какой помощи нуждается фонд.

Каким-то фондам нужны волонтеры, кому-то нужны деньги, а кто-то примет помощь медикаментами, товарами, одеждой.

Мы, когда ходим на встречи с бизнесом, рассказываем, что решаем проблему социального сиротства в комплексе и системно: помогаем кризисным семьям стать стабильными, поддерживаем приемные семьи, внедряем систему альтернативной опеки. Все это – труд многих специалистов в 8 регионах России, который нужно оплачивать. Ответственность за семьи и детей мы берем надолго, социальный эффект отсрочен и долгосрочен, поэтому нам очень важны регулярные пожертвования.

Фокус на решение проблемы

Многие люди и компании часто предлагают нам в качестве помощи развлечения для детей. Вредно это или полезно? Приведу три примера.

Первый: компания помогла детскому онкоцентру закупить нужное оборудование и параллельно привезла фокусника, который развеселил маленьких пациентов. Хорошо это? Да, так как положительные эмоции имеют терапевтический эффект.

Второй пример: просто привезли в онкоцентр фокусника, пофотографировались, акцию провели – и все. Это не благотворительность, потому что такие акции никак не помогают решить проблему.

И третий пример – предложили привезти фокусника в Детскую деревню SOS. Но дело в том, что у нас не учреждение, а альтернативная форма опеки, где условия жизни детей максимально приближенные к семейным. И только семьи решают, какой досуг будет у ребят. Мы с уважением относимся к их частной семейной жизни. У нас фокус на том, чтобы дети учились вместе с семьей решать важные жизненные вопросы, а не просто бесконечно развлекались. Поэтому нам такая помощь не подходит и даже будет вредить.

Помощь в комплексе

«Детские деревни SOS» выступают за комплексность не только в своей работе, но и в отношениях со сторонниками. Мы всегда рады, если помогая от своего лица, компания привлечет к помощи другие целевые аудитории, с которыми контактирует: клиентов, сотрудников, контрагентов, партнеров. От этого всем хорошо: компании – имидж социально ориентированного бизнеса, а о нас узнают больше людей, а, значит, дети обретут поддержку на долгие годы.

Как это работает? Если компания видит, что мы делаем работу классно, она сама начинает вовлекать в помощь нам сотрудников. Например, в рассылках по внутрикорпоративной сети, посвященных важным для компании поводам, датам, праздникам.

У нас есть компания-партнер, которая на свое 20-летие сделала 20 добрых дел, одним из которых стала поддержка «Детских деревень SOS». Другой партнер второй год подряд делает благотворительный аукцион среди своих клиентов, плюс производит отчисления с продажи своих услуг в июне ко Дню защиты детей.

А кто-то перечисляет часть средств с продажи товаров и услуг: обращаясь к своим клиентам, так нам компании помогают привлечь новых благотворителей. И есть еще другие виды совместного добросотрудничества.

Зачем это компаниям?

Еще несколько лет назад компании занимались благотворительностью, потому что думали, что спасают мир. А сегодня, после событий последних 2-3 лет, они поняли, что это невозможно. Зато их сотрудникам сегодня нужны новые смыслы для того, чтобы приходить на работу и делать свой каждодневный труд.

Благотворительность стала одним из этих смыслов, который помогает компании выстроить сообщество внутри корпорации и развивать свою устойчивость – растить лояльных и замотивированных сотрудников.

Помощь фондам и благотворительным организациям сегодня становится частью корпоративной культуры. То есть люди, которые ходят на работу продавать, например, шины, начинают следить в корпоративных рассылках за тем, что компания помогает благотворительному фонду. Им присылают отчеты: вот мы собрали во время акции столько-то, эти деньги помогут тем-то людям решить такие-то проблемы.

Для людей это общее доброе дело – история, которая держит их вместе, придает новый смысл их работе. И человек, думая о своей компании, ассоциирует ее с этими добрыми смыслами. Часто это важный стимул для компаний творить добрые дела.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Олеся
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать