25.12.2012

Детской деревне-SOS Псков - 2 года!

22 декабря 2010 года в семейные дома Детской деревни-SOS под Псковом вошли первые 22 малыша. В этот день жизнь каждого из них изменилась. Как именно – рассказал директор деревни-SOS Игорь Соловьев:

ПРО ДЕТЕЙ

- То, что дети попали в домашнюю атмосферу – для большинства из них это было очень непривычно. И им сложно было привыкать к тому, что нужно выполнять какие-то домашние обязанности. Особенно для детей постарше, у которых уже был опыт жизни в учреждениях, где за них все это выполняли взрослые. Их задача там была просто встать по режиму, почистить зубы, и потом все по накатанной – еда, учеба, снова еда, сон. Здесь же, в семье, не может быть четкого распорядка. Некий график есть, но каждый ребенок выполняет его так, как ему удобно.
- Были, и наоборот, дети, которые пришли из неблагополучных семей, и не хотели ничего делать по дому – просто не приучены были. Потому что жизнь до этого была очень простая – от похмелья до похмелья родителей, когда изредка на столе появлялась свежая еда и чистая посуда. А так – жил как придется.
- У ребенка здесь есть те вещи, которые он сам себе выбирал. Если возраст позволял, то первое, что делали наши дети – шли в магазины. И еще дети увидели кухню. Они стали готовить, мыть посуду, убирать дом – свой дом, ничей другой. И давалось это очень сложно, потому что надо было привыкать с самого начала.
- Для многих детей было странным узнать, что если ты украл какую-то вещь, то тебя за это отругают. Были случаи, когда ребенок в магазине конфету стянет – и сразу бежит показывать SOS-маме. За это ругали, объясняли, что неправильно. А для него было нормой – если украл, значит добыл себе пропитание.

ПРО ПРЕВРАЩЕНИЯ

- Дети стали домашними. Очень сложно теперь отличить ребенка из Детской деревни, если встретишь его в городе, от обычного семейного ребенка. В манерах, в поведении они стали более самостоятельными, они спокойно перемещаются по городу, в общественном транспорте. Они сами ходят в магазины – стали обычными семейными детьми. Не могу сказать, что 100% произошло такое превращение, но в большинстве случаев – да.
- У них появилась определенная привязанность и ответственность в отношении младших. Часть наших детей была разбросана по разным возрастным отделениям детских учреждений. А теперь они живут все вместе, собраны всей семьей. Сперва сложно было налаживать контакты между братьями и сестрами, которые не хотели воспринимать друг друга. А теперь они друг за друга стоят горой. Это очень сильно бросается в глаза, когда семья куда-то идет, то старшие поддерживают младших, катят на санках. И дети переживают, когда их разлучают.
- У нас есть одна девочка, которая пошла в школу, в третий класс, но нам сказали, что ребенок не сможет здесь учиться. Знания были очень плохие, и комиссия предложила рассмотреть возможность перевода ребенка в школу для умственно отсталых детей. Но рискнули оставить в обычном классе. И благодаря усилиям мамы и школьных педагогов эта девочка сейчас учится на четверки, бывают и пятерки. Но никто теперь не может сказать, что она отстающая или умственно отсталая. И такая история – практически в каждой семье, когда у ребенка появилась ответственность за себя, за свою учебу. А это немаловажно. Потому что зачастую этой ответственности вообще нет. Так что усилиями наших мам дети выровнялись по жизни.
- Раньше при какой-нибудь неудаче – например, ребенок не умел кататься на лыжах – были слезы, крики, швыряние инвентаря. Один мальчик из-за того, что не умел ходить на лыжах, плакал навзрыд – вот такая бурная реакция. Теперь он успешно бегает на лыжах и не вспоминает об этом. Он преодолел то, что не получалось раньше, и главное – захотел учиться что-то делать. Ушла плаксивость, капризность.

ПРО КОЛЛЕКТИВ
- За два года мы не потеряли ни одного сотрудника из числа SOS-мам. Все проработали первый год и остались на второй. В первый год ушла только одна SOS-тетя – она поняла, что ей сложно войти в такой ритм жизни из того, в котором она жила раньше. А так – все женщины у нас работают, и это очень важный момент.
- Мамы стали более домашними и менее тревожными. Хотя накопилась большая усталость. Потому что каждый ребенок требует внимания, и каждый отрывает кусочек мамы по-своему. Сложно сделать так, чтобы все дети были послушными, примерными в поведении. И зачастую внимание привлекается какими-то экстраординарными поступками. Например, неадекватное поведение в детском саду, постоянные драки. Так ребенок отрывал внимание мамы от других детей и получал необходимое. Сейчас это не ушло вообще, но перестало быть способом привлечения внимания. Драки случаются, например, по поводу неудач – обвели, забрали мяч. Обычная спортивная обида.

ПРО РАЗВИТИЕ
- Деревня не замыкается на наших семьях. У нас успешно развивается образовательный проект с Псковским педагогическим комплексом – совместное обучение мам и педагогов. У нас с августа начался новый проект «Моя мама» - ранее он базировался на базе Областного Центра семьи. К нам приходят молодые мамы, или мамы в трудной жизненной ситуации, и четыре специалиста оказывают им поддержку по разным направлениям – психологическое, педагогическое, правовое, социальное.
- Мы сейчас получили грант губернатора, связанный с профориентацией. В прошлом году мы создали участок с грядками – капуста, морковка. И детям понравилось вместе с мамами что-то возделывать на земле. На грант мы теперь купим несколько теплиц, установим их на нашей территории, и семьи смогут более профессионально выращивать сельхозпродукцию. Уже зимой начнут приходить педагоги, которые будут рассказывать: что сажать, где и в какое время. Так что к маю у нас уже должны стоять теплицы, в которых что-то будет расти.
- У нас хорошие связи с волонтерами из вузов – ГУСЭ, ПЮИ постоянно работаю с нашими детьми. ПсковГУ недавно появился в друзьях. Есть ребята из Молодежного Центра – поддерживают программу, связанную с экскурсиями на предприятия города. Церковь с нами тоже дружит – отец Евгений, который служит в храме Анастасии Римлянки, регулярно встречается с нашими семьями. И ведет просветительскую работу – это очень помогает.

По материалам Псковской правды

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Олеся
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать