07.04.2016

«Ключи к будущему»

В Детской деревне – SOS Кандалакша уже четыре года реализуется интереснейший образовательный проект «Приёмный ребёнок». В этот раз учителя, психологи из 1 и 19 школ и SOS-мамы стали участниками трехдневного семинара «Эффективное взаимодействие педагогов образовательного учреждения с родителями», который провела Галина Борисовна Монина. Учителя с юга области получили уникальную возможность пообщаться с ведущими российскими экспертами в сфере образовательных программ.

big2.jpg

Координатору образовательного проекта «Приемный ребенок» в г. Кандалакша Игорю Воробьеву удалось побеседовать с автором более тридцати книг в области возрастной и педагоги¬ческой психологии Галиной Мониной о том, какие сегодня дети и что делать родителям и учителям, чтобы подобрать к ним «ключики».

Портрет школьника.

- Сегодня многие эксперты отмечают, что современные дети разительно отличаются от детей советского и постсоветского периода. В то же время некоторые школьные учителя не изменили подхода в преподавании: как учили 20 лет назад, так и сейчас продолжают. Разве это разумно? Главная цель пребывания детей в школе - подготовка их к будущей жизни. Но как подготовить их к тому, о чём мы не имеем ни малейшего представления? Автор книг и советник по образованию из Великобритании Кен Робинсон говорит: дети, которых сегодня родители привели в первый класс, закон¬чат институт в 2033 году. Что их ожидает в таком далёком будущем? И можем ли мы готовить к будущему устаревшими инструментами? И знаем ли мы, что именно в этом далёком будущем им пригодится?

- Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые ещё не созданы, и решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться». Поэтому сегодня необходимо создавать условия для того, чтобы дети в далёком и непонятном для нас будущем смогли адаптироваться. И, конечно, учить детей надо, ориентируясь на день завтрашний, формируя качества личности, которые помогут им стать успешными (инициативность, самостоятельность, ответственность, умение принимать решения, креативность и др.). Исследования специалистов показали, что 85% учителей со стажем более 8 лет испытывают трудности при обучении современных детей. И 90% учителей считают: прежние эффективные методы и приёмы обучения уже не работают.

- Галина Борисовна, а «нарисуйте» портрет современного школьника и какой подход к нему должен быть сегодня?

- Глобальные изменения в обществе, в экономике, в системе образования не могли не повлиять на формирование личности современных детей и подростков. Они действительно совсем не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий назад.

Среди основных характеристик современных школьников зачастую отмечают снижение уровня любознательности и воображения, рост эмоционального дискомфорта, недостаточную социальную компетентность в отношениях со сверстниками, в решении конфликтов (более 30% решений носят агрессивный характер), экранную зависимость, обеднение общения детей и подростков со сверстниками.

При этом растёт число одарённых детей, а на первый план у современных подростков выходит поиск смысла жизни, интеллектуальные, волевые и соматические ценностные ориентации. Знание психологических особенностей современных детей и подростков поможет педагогам подобрать более эффективные стратегии обучения и общения с ними.

Между берегом и морем.

- Как это ни печально, но большинство родителей совершают ошибку, перекладывая ответственность за детей на школу, преподаватели парируют: «Это ваши дети, сами, в семье с ними и разговаривайте!» Как найти компромисс во взаимоотношениях между учеником, родителями и школой?

- Действительно, в Законе об образовании РФ сказано, что ответственность за воспитание детей несут родители. Однако профстандарт педагога фиксирует внимание специалистов на необходимости поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся, привлекать семью к решению вопросов решению вопросов воспитания и обучения ребёнка.

В течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное. Педагоги поучали, контролировали, критиковали родителей. Сегодня необходимо выстраивать взаимодействие в русле новой философии - философии приоритета семейно¬го воспитания, которая требует иных отношений – отношений сотрудничества, взаимодействия и доверия.

Основой семейной жизни всегда являлась и является любовь, безусловная любовь к ребёнку. Основная функция школы - социальные нормы, которые строятся в логике долженствования. Оба социальных института – семья и школа – являются альтернативными. А значит, современные отношения между ними могут приобретать лишь форму альянса. Важно дать детям почувствовать, что у них есть место в этом мире, что они нужны нам, любимы, тогда им захочется больше узнать и научиться тому, как в этом мире жить. Вот тогда миссия семьи и школы будет выполнена.

Используя метафору Льва Кассиля, можно сказать, что семья и школа - это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает детский сад и школа. И если семья и школа - партнёры, коим выпала почётная доля доставить до берега драгоценный груз – жизнь ребёнка – им необходимо договориться о правилах безопасности и надёжности ещё до отправления в путь.

- Сегодня приходится слышать, что дети стали чаще проявлять жестокость. Зачастую в главных причинах такого поведения видят различные компьютерные игры и «тлетворное влияние телевидения». Вы согласны с этим тезисом? И что делать, чтобы ребёнок стал добрее и терпимее?

- Дети – зеркало общества. Они «отражают» всё, что в этом обществе происходит: и пороки, и достижения. И если мы хотим, чтобы мир стал более милосердным, терпимым, радостным, то надо менять что-то не только и не столько в детях, сколько в самом этом мире и - главное - в нас самих. Сила примера - главный инструмент воспитания подрастающего поколения. И никакие, даже самые прогрессивные, технологии воспитания и обучения не будут «прививкой» от жестокого поведения современных детей.

- Как найти подход к «особенным» детям: инвалидам или гениям? Они всегда выбиваются из толпы учеников и нередко становятся объектом насмешек. Как сделать так, чтобы все мирно сосуществовали в од¬ном классе?

- На мой взгляд, деление детей на «особых» и «не особых» не совсем корректное. «Особый» - это тот ребёнок, который требует «особенного» подхода. А поскольку каждый ребёнок на земле уникален, то и методы его воспитания, волшебные «ключи», подобранные взрослыми, должны быть тоже уникальными и неповторимыми. Безусловно, мы не можем требовать от педагогов индивидуальных программ обучения для каждого ученика в классе. Однако существуют некоторые принципы и технологии обучения, которые помогают такие «ключи» подбирать.

Но давайте помогать не только одарённым или имеющим особые потребности детям. Давайте создадим условия для всех детей. Они все ждут нашей помощи. Тогда, может, и «трудных» станет меньше.
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Олеся
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать