02.02.2015

Нянька для выпускника

Проблема постинтернатного сопровождения сирот давняя и до сих пор актуальная. Хотя Мурманская область накопила большой опыт и щедро делится им с другими регионами, которые ищут возможности поддержки выпускников казенных учреждений. Конечно, сейчас уже не то, что раньше, когда, покинув детдом или интернат, ребята попадали в сложные ситуации. Их наивностью, доверчивостью, незнанием жизни пользовались проходимцы.

Теперь словосочетание «постинтернатное сопровождение» привычно отскакивает от наших зубов. Это и кураторы, и службы сопровождения, появившиеся, по сути, при каждом воспитывающем сирот учреждении, и другие формы опеки, предлагаемые социально ориентированными некоммерческими общественными организациями, в том числе созданным для этих целей Домом молодежи в заполярной столице. 

Но сколько же еще надо сделать, чтобы социальный или реальный сирота, когда придет время, уверенно чувствовал себя во взрослой жизни. Вопрос постинтернатного сопровождения в числе прочих обсуждался на недавнем заседании координационного совета по реализации программы «Детская деревня - SOS» в нашей области. В состав совета наряду со специалистами «Деревни» входят представители министерств образования и науки, здравоохранения, труда и соцразвития, а также органов опеки и попечительства из Мурманска и Кандалакши.

Они уже давно сотрудничают. Негосударственные учреждения системы «Детские деревни» активно участвуют в профилактике социального сиротства, развитии семейных форм устройства юных северян, поддержке ребят и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 

Рассказывая о результатах деятельности в 2014 году, директор программы «Детская деревня - SOS» в Мурманской области Елена Викторова не обошла вниманием трудности с финансированием, которые в последнее время ощущают все. Эти трудности заставили пересмотреть намеченное, провести анализ эффективности, более целесообразно перераспределить средства. Работать приходится в жестком финансовом режиме, но проекты продолжают развиваться, встраиваясь в государственную систему помощи сиротам. От такого симбиоза выигрывают все.

Ведь зачастую СО НКО начинают заниматься проблемами, до которых у государства, как говорится, не доходят руки. Так было с гостевыми семьями. Накопленный опыт используется теперь в других организациях. И вообще, уникальность программы «Детские деревни - SOS» - в разнообразии услуг, которые приводят к положительному эффекту. Например, в результате реализации проекта «Вместе с мамой», предусматривающего профилактику отказов от новорожденных, уже снято с сопровождения 28 семей. И это радует, ведь 28 малышей не стали социальными сиротами.

О новшествах в деятельности кандалакшской «Детской деревни» рассказал ее директор Игорь Посацкий. Теперь там появились и приемные семьи. Одно из условий, чтобы в семье насчитывалось не менее шести ребятишек. При этом Игорь Иосифович мечтает, хорошо бы, чтобы семья была полная, с папой и мамой. Такая модель ячейки общества является приоритетной, и воспитание в ней более гармоничное. Но жизнь есть жизнь. И сама «Детская деревня» по определению является средоточием острых углов действительности. Вот и возникает ситуация, когда приемные родители берут девочку... с ребенком, то есть совсем юную мамочку. И в свою очередь мама этой семьи автоматически становится бабушкой.

Рассказывая о мурманском Доме молодежи, где проходят социальную адаптацию выпускники «Детской деревни», организаторы встречи показали фильм, снятый самими ребятами о жизни в этом доме, о себе, своих желаниях, мечтах, устремлениях. Устремлений много. Правда, в основном это журавли в небе. Синица же в руках - профессии, которые юноши и девушки получают в колледжах, - повар, бармен, швея, плиточник-отделочник и так далее. И есть тому весьма прагматичные объяснения, которые прозвучали на совещании. Это и недостаток знаний, без которых в институт не поступишь, и другие барьеры, кроющиеся в развитии многих ребят.

Но вот яркий пример преодоления: присутствовавшая на встрече Катя. Она как раз из приемной семьи, прошла реабилитацию в Доме молодежи, имеет три профессии - земные, а мечтает... о танцах. И в фильме, который был показан, с экрана призналась, что хочет открыть студию танца. Нехилая мечта, однако Катя в жизнь ее уже претворила. Скромно сообщила собравшимся, что открыла-таки студию, где обучает других. То есть можно найти свое место в жизни, пусть без знания высшей математики и правил правописания, зато то, где ты царствуешь. 

Много говорили на совещании именно о постинтернатном сопровождении. И потому, что одно из выступлений было посвящено презентации программы «Повышение роли СО НКО в обеспечении постинтернатного сопровождения выпускников разных форм опеки». Эта программа получила финансовую поддержку Министерства экономического развития России. И потому, что наболело. Важно, чтобы выпускника сопровождал по жизни социальный педагог, а не риэлтор. Ведь растерявшиеся от обрушившейся на них самостоятельности молодые северяне продают свои квартиры, пусть и через 5 лет, в течение которых действует договор найма. Увы, не все за эти пять лет умнеют. И еще был поднят острый вопрос из серии квартирных - куда селить ребенка, если он прописан на одной жилплощади с пьющими родителями. И к моменту, когда выпускается из казенного учреждения, у него один путь - вернуться к еще более опустившимся родителям, откуда его в свое время забрали, спасая.

В общем, вопросов много. Ответы и государственные структуры, и общественные организации вырабатывают, все более плотно сотрудничая друг с другом. А иначе-то как? Ведь это проблемы общества, их всем вместе и решать.

Источник: Мурманский вестник

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Олеся
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать