30.01.2024

Внимание! Детская агрессия. Выход есть.

Агрессия – это физические, сексуальные, эмоциональные, экономические или психологические действия, или угрозы действий, оказывающие влияние на другого человека. Это включает любое поведение, которое пугает, устрашает, подчиняет, обижает, унижает, обвиняет, оскорбляет или ранит кого-либо.

Прежде всего задайте себе вопрос: я веду себя агрессивно или нет? Если то, что вы делаете или говорите, наносит вред другому человеку (вашему ребенку), и он испытывает от этого негативные чувства, то с уверенностью можно сказать, что вы по отношению к этому человеку (своему ребенку) проявляете агрессию, демонстрируете агрессивное поведение и насилие.

Дело в том, что становлению детской агрессивности способствуют факторы семейного воспитания. Самым важным, пожалуй, является реакция родителей на поведение ребенка, которое их не устраивает. Влияет уровень гармонии или дисгармонии в семье. Оказывает влияние и характер отношений между детьми и родителями, между родными братьями и сестрами в семье в целом.

Существует прямая зависимость между ответственностью родителей и агрессивностью детей, т.е. низкий уровень ответственности родителей порождает высокий уровень агрессивности у детей. Существует связь между фактом наказания детей и их агрессивностью – если никого не наказывают, то дети неагрессивны. Если наказывают старших, то младшие, как правило, проявляют агрессию. Негативным является наличие «эмоционального отвержения» и «гипопротекция» - безразличие к эмоциям ребенка, непринятие ребенка, попустительство.

Практически всегда дети, демонстрирующие агрессивное поведение, имеют высокий уровень личностной тревожности, у них неадекватная самооценка, в основном, низкая; дети чувствуют себя отверженными. Дети страдают, у них плохое поведение и успеваемость в школе, дети часто болеют…

Что нужно делать родителям?

Если вы отмечаете в себе, что ведете себя агрессивно, то нужно обратиться за помощью к психологу и разобраться с причинами. Если вы готовы самостоятельно разобраться с самим собой и устранить причины, то самообразование – это лучший способ.

Чтобы снизить у ребенка уровень агрессивности, родителям необходимо, в первую очередь, исключить факторы, провоцирующие ребенка на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний, а именно:

  • Противоречивость требований к ребенку со стороны родителей, в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;
  • Собственные частые негативные эмоциональные состояния и отсутствие навыков контроля и саморегуляции со стороны взрослого;
  • Использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, досады, злости);
  • Негативный стиль общения с ребенком, который нацеливает его на борьбу и мстительное поведение:
- использование приказов, обвинений и угроз;
- постоянное использование «Ты-сообщений»;
- вербальные оскорбления детей;
- игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов.
Принципом детско-родительского взаимодействия должна стать системность и комплексность, т.е. влияем постоянно и на всё сразу и действуем в нескольких направлениях:

  • Обучение детей, проявляющих агрессию, навыкам контроля и управления собственным гневом (работа ребенка с детским психологом);
  • Обучение ребенка отреагированию (выражению) собственного гнева и всей негативной ситуации в целом приемлемым способом (психолог и родитель);
  • Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в поведении (психолог и родитель);
  • Снижение уровня личностной тревожности (родитель);
  • Формирование осознования собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии (родитель);
  • Развитие позитивной самооценки (родитель).

Что можно делать или с чего начать прямо сейчас:


1. Составить распорядок (рабочего и выходного) дня и не нарушать его – выстраиваем последовательность и структурированность.

2. Найти себе и ребенку какое-то «важное дело», чтобы ребенок понимал, что мама и папа делают свое «важное дело», ребенок занимается своим «важным делом» и не мешает маме и папе. Вставить в распорядок дня эти «важные дела» и заниматься регулярно – воспитываем ответственность.

3. Распределить с детьми посильные для них обязанности по дому – распределение ответственности.

4. Сделать регулярным вечернее подведение итогов дня за чаем или просто в комнате, после ужина. Каждый член семьи говорит о своем дне «Мой сегодня день прошел…», «Мне было приятно…» «Я порадовался…», «Мне было немного грустно…», «Я разозлился на…», «Я гневался…» и т.д.

5. Завести дневник чувств для себя и для ребенка, где каждый день записывать по пять важных событий за день и чувства, которые возникли из-за этих событий.

6. Заведите для ребенка Тетрадь достижений (блокнот). На обложке тетради напишите «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ» и имя – раскрасить можно по своему вкусу и пожеланиям. Теперь вспомните свой самый замечательный успех. Нарисуйте картинку этого успеха на первой странице своей тетради. Раскрасьте в самые любимые свои цвета. Заполняйте в течение года. Можно вклеивать листы дополнительно. Можно вклеивать бусинки, наклейки, стикеры – все что украсит, по мнению ребенка, его тетрадь достижений.

7. Найдите время в распорядке дня только для ребенка, позанимайтесь только с ним. Поговорить, обсудить, поинтересоваться что нравится, какие любимые герои, какая музыка любимая, цвета, фрукты (даже если знаете, еще раз поговорите обо всем) – показать ребенку его нужность и внимательность к его интересам.

8. Спрашивать у детей, что им хочется и чего не хватает. Что хотели бы сделать завтра или каким должен быть праздник или день рождения. По возможности, дать им максимально то, что они высказывают в своих пожеланиях. Пусть мечтают вместе с вами.

9. Регулярно вместе делайте/готовьте что-то на кухне – это очень объединяет семью (пусть ребенок делает то, что может – перемешать что-то, посолить, положить сахар, муку, разбить яйцо и т.д.; помыть посуду, если у ребенка есть желание). НО! никогда не заставляйте, если ребенок не хочет. Нельзя идти против его желания, воли.

10. Обязательно рассказывайте ребенку о своем детстве, каким/какой вы были, что нравилось, чем занимались, как проходило детство; рассказывайте о бабушках и дедушках, близких родственниках – все что будет интересным для ребенка (плохое тоже можно рассказывать вместе с тем, как вы с этим справились).

11. Вам необходимо выстраивать с ребенком дружеские отношения – «давай с тобой посоветуемся», «А что ты думаешь об этом», «Можешь мне помочь? Тебе не трудно? Помоги мне, пожалуйста».

12. Если даете обещания, обязательно выполняйте. Если не смогли выполнить по объективным обстоятельствам, то объясните эти обстоятельства, перенесите срок выполнения обязательств. Но старайтесь не менять условия обещаний и не отменяйте свои обещания – формируйте доверие к миру.

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
Олеся
Олеся пришла в Детскую деревню когда ей было 9 лет. В то время как другие дети в ее возрасте готовились стать третьеклассниками, Олесю записали в только первый класс: у девочки были проблемы с речью, она не знала буквы, не умела считать