25.12.2023

Она верила в то что добро рождает добро и подарила радость материнства многим женщинам

Сегодня, 25 декабря, мы вспоминаем об одном из самых важных для нашей организации человеке – Елене Сергеевне Брусковой. Сегодня ей исполнилось бы 97 лет. Благодаря её вере в возможность перемен 29 лет назад российская благотворительная организация и сами Детские деревни SOS появились в нашей стране.

Маленький чемоданчик

Елена Сергеевна оставила множество документальных свидетельств того, как происходили эти изменения, ведь она была мастером слова, работала в «Комсомольской правде» и написала несколько книг.

«Этот маленький чемоданчик появился под маминой кроватью в тот день 1937 года, когда мама сказала нам с сестрой, что папа уехал в длительную командировку», - так начинается книга Елены Сергеевны Брусковой, в которой она рассказывает, как тема судьбы детей-сирот стала главной в её жизни. Как это часто бывает, причины – в собственном детстве, которое прошло в московском доме дореволюционной ещё постройки:

«В квартирах были печи с белыми изразцами, маленькая комнатка для прислуги при «парадной» двери, в которой теперь жила семья. В комнатах у многих стояли тяжёлые, резные, одинаковые стулья. И судьба жильцов дома была общей. В длительную, как объясняли детям, командировку уехал муж одной маминой подруги, затем другой… В разговорах взрослых появилась тема детского дома и «что делать, если…». Потом стали пропадать не только отцы, но и матери. Когда исчез ещё кто-то из знакомых и «детей – как шёпотом сообщила бабушка – тоже не оставили», мама сказала, что я старшая и должна отвечать за себя и сестру. Мне было десять лет, сестре – шесть. Я уже знала, что «длительная командировка» означает ночной арест. Мама со мной об этом не говорила, а я с тех пор научилась лишних вопросов не задавать.

– Если со мной что-то случится, – сказала мама и посмотрела на чемоданчик, в котором лежали приготовленные на случай ареста вещи, – ты должна взять Светлану и идти на Петровку. Сразу же!

Всё было ясно. Мы идём жить к маминому брату и его жене. Своих детей у них не было. Так – предполагалось – мы избежим отправки в Детский дом, в который, таинственный и ужасный, вслед за арестованными родителями уже попали некоторые наши друзья из дома».

А дальше была война, эвакуация, чужие люди, среди которых были и добрые, заботливые женщины, но всё же – не родные, не мама…

«Со временем, с годами привкус сиротства исчез, а интерес к этой проблеме остался. И поэтому, когда я работала в школьном отделе «Комсомольской правды», часто бывала в дальних и близких командировках в разных Детских домах и Школах-интернатах «Для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей». В те советские докомпьютерные времена почта в газету приходила мешками. Вопросы, отклики на статьи, исповеди, жалобы. Я старалась выбирать письма о Детских домах», - так Елена Сергеевна описала начало своего сложного пути. И чего она только не повидала в этих командировках! Холод, безразличие, равнодушие…

«Ощущение того мучительного холода в Детском доме на Енисее ещё долго преследовало меня. Холода и ясного – и от этого ещё более тяжёлого – понимания, что дети из такого (или похожего на него) дома могут выйти надломленными мыслью, что они лучшего не заслуживают. Что они и в самостоятельной жизни не смогут распоряжаться своей судьбой. Не смогут, не сумеют, не научены».

После всего увиденного в таких командировках было непросто верить в то, что изменения в системе возможны. Но в конце 1980-х, будучи корреспондентом «Комсомольской правды» в Австрии, Елена Сергеевна случайно попала на «День открытых дверей» в австрийской Детской деревне SOS. Это событие произвело на неё неизгладимое впечатление. Она воочию увидела, что дети могут воспитываться не в «казарменных» условиях детского дома, а в семейном окружении.

Вернувшись домой, Елена Сергеевна сделала всё возможное, чтобы модель, когда дети, которые остались без попечения родителей, живут в уютном доме с SOS-мамой, братьями и сёстрами, появилась и в России. Так в 1994 в нашей стране начала работу благотворительная организация «Детские деревни SOS», а в 1996 году открыла двери первая Детская деревня SOS в Томилино. Елене Сергеевне было на тот момент уже 70 лет.

 «В таком возрасте люди обычно уже заканчивают думать о работе, а начинают думать об отдыхе, но не она, – вспоминает первый директор Детской деревни SOS Томилино Леонид Митяев. – Я благодарен Елене Сергеевне за то, что вся моя жизнь перевернулась и пошла совсем по другому пути, я считаю её своим учителем в педагогике. До этого я проработал 15 лет в школе, учителем, а потом директором, но только в Детской деревне SOS, с Еленой Сергеевной я понял, что я что-то не то делал. Она научила меня задавать вопрос: «зачем?». И своим примером показывала, что вся наша работа должна быть в интересах детей. Когда она приезжала в Томилино, центром её интереса всегда был ребёнок – она ходила по семьям, по домам, спрашивала, как дела у детей, интересовалась, записывала истории».

Этот подход перенимали абсолютно все, кто работал в Детских деревнях SOS. Второй директор Детской деревни SOS Томилино Анатолий Васильев так описал перемены, которые случились с ним, бывшим директором детского дома: «Елена Сергеевна научила меня смотреть на ребёнка не формально, как я привык по опыту работы в государственном учреждении, а как на личность, с любовью относиться к детям».

Самое большое внимание Елена Сергеевна уделяла тому, каким должен быть человек, который станет для детей главной опорой, - мама. Она лично собеседовала первых SOS-мам. Вот что рассказывает о Елене Сергеевне одна из первых SOS-мам Вера Егорова:

«В 1995 году я увидела заметку Елены Сергеевны «Профессия – мама» в газете «Комсомольская правда» с объявлением о наборе SOS-мам в Детскую деревню SOS Томилино. Я позвонила и уже на следующий день беседовала с Еленой Сергеевной в офисе благотворительной организации «Детские деревни SOS». Елена Сергеевна рассказала мне о модели Детских деревень SOS и предложила встретиться ещё раз, но уже в Томилино. Когда я впервые попала в Детскую деревню SOS, то была поражена – дети – братья и сёстры – живут вместе в чистых уютных домах из красного кирпича, и главное – с мамами. Это были семьи. Я поняла, что хочу здесь остаться», - с улыбкой вспоминает Веря Вячеславовна

Сейчас практически все мамы «первого призыва» ушли на пенсию, но они общаются и поддерживают тёплые отношения друг с другом, с детьми, которых вырастили.

«Я всегда хотела иметь большую семью, но так случилось что у меня не было своих детей. Именно в Детской деревне SOS я смогла осуществить свою мечту. За 25 лет я стала мамой для 19 детей, – продолжает Вера Вячеславовна. – А теперь я уже не только мама, но и бабушка. Сейчас, оглядываясь назад я с уверенностью могу сказать, что для меня Елена Сергеевна стала человеком, который подарил мне возможность ощутить счастье материнства и осуществить свою мечту. Мы часто встречаемся с мамами и вспоминаем Елену Сергеевну добрым словом. Она всегда будет в наших сердцах, ведь благодаря Елене Сергеевне десятки женщин в нашей стране смогли дарить свою любовь детям и получать её в ответ. Разве это не счастье?"

Сегодня российская благотворительная организация «Детские деревни SOS» помогает десяткам приёмных семей и сотням детей, оставшихся без опеки взрослых, в шести регионах России: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, в Псковской, Орловской, Вологодской и Мурманской областях, а еще в одиннадцати регионах тысячам детей из кровных семей, попавшим в кризисную ситуацию, чтобы не допустить попадание детей в интернатные учреждения Если бы не Елена Сергеевна, – вряд ли всё это было возможным. И, конечно, остались её книги, воспоминания, статьи, заметки, детские сочинения, которые Елена Сергеевна собирала как драгоценные свидетельства перемен, которые происходили в душах детей и системы в целом.
Пожалуй, лучше всего об этой неутомимой вере Елены Сергеевны в возможность перемен сказал первый национальный директор «Детских деревень SOS» Дмитрий Белосельский:

«Даже в самые трудные моменты, когда казалось, что судьба проекта висит на волоске, она не теряла бодрости духа и никогда не впадала в уныние, полагая его за смертный грех. Она не была человеком религиозным внешне – сказывалось советское атеистическое воспитание. Но в глубине души она была по-настоящему верующим человеком, она верила в высшее духовное начало человека. И, выбирая матерей для первой в России Детской деревни SOS Томилино, она искала в них это самое божественное начало: доброту, любовь, самоотверженность при работе и жизни с детьми».

<<< Возврат к списку



Будьте в курсе наших событий, подпишитесь на новости и акции

Истории
«Моя цель: открыть образовательный центр и приют для животных»
Анна – известный в Орле бьюти-мастер. А еще она – гордость Детской деревни SOS Лаврово. Благодаря пр...